Большое видится на расстоянии
Право на самостоятельность
В 2012 году возрастает удельный вес собственных доходов области, то есть при формировании и доходной части региональной казны, и консолидированного бюджета нам всё больше придётся рассчитывать на собственные силы, на собственный налоговый потенциал.
Одной из наиболее значимых новелл бюджета на последующий период является утверждение дополнительных нормативов отчислений по НДФЛ в местные бюджеты. Это позволит бюджетам муниципальных районов и городских округов получать дополнительно до 10 процентов формируемого на их территориях НДФЛ.
По словам исполняющего обязанности первого заместителя губернатора Новосибирской области Леонида Горнина, решение о повышении дополнительного норматива по НДФЛ даёт дополнительную бюджетную обеспеченность всех органов местного самоуправления на уровне 3 миллиардов 600 миллионов рублей.
— Таким образом областной бюджет, образно говоря, делится с муниципалитетами дополнительными финансовыми источниками. Все муниципальные районы получили дополнительные самостоятельные источники на 2012 год, — сказал Леонид Горнин.
Установление дополнительных нормативов отчислений по НДФЛ как положительный момент расценивает и депутатский корпус.
— У органов местного самоуправления будет больше денег, не связанных целевыми направлениями в областном бюджете, и их можно будет направить на решение проблем конкретных территорий, — сказал заместитель председателя комитета Законодательного собрания по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности Сергей Канунников.
Председатель Совета депутатов Венгеровского района Владимир Никулич посоветовал при расчете межбюджетных трансфертов обратить особое внимание на отдаленные районы области, а руководитель Новосибирской областной организации Всероссийского общества инвалидов Игорь Галл-Савальский заметил, что эффективность бюджетных расходов возрастет, если власти на местах «будут включать ресурс социальной активности населения».
Масштабные перемены
В 2014 году планируется нехарактерная динамика снижения расходов. Всё дело в том, что подавляющая часть расходов по целевым программам запланирована на 2012, 2013 годы, а к 2014 году их величина существенно снижается. К тому же к 2014 году завершается целый ряд ведомственных целевых программ — по развитию автомобильных дорог и по обеспечению доступности услуг общественного пассажирского транспорта. При этом, естественно, не исключена корректировка исполнения программных мероприятий с реалиями жизни.
Наибольшие ресурсы бюджета-2012 (более 83 процентов) по понятным причинам аккумулирует региональный Минздрав — на долю этой, и без того непростой, отрасли ложится бремя очередного реформирования. Во-первых, полномочия по организации оказания всех видов медпомощи в полном объёме переходят на региональный уровень. Это означает, что муниципалитеты не будут получать субвенции на здравоохранение — всё финансирование будет осуществлять регион. Исключение сделано лишь для города Новосибирска, медучреждения которого останутся в муниципальной собственности до 2013 года. Во-вторых, будет производиться постепенное, но достаточно существенное повышение страховых взносов за неработающее население — таким образом будет, по сути, увеличено финансовое обеспечение здравоохранения в целом. В-третьих, ожидается переход на одноканальное финансирование медучреждений за счёт средств системы обязательного медицинского страхования.
Возрастут в 2012 году расходы на социальную сферу, и это связано не только с естественной индексацией «в ногу» с инфляцией, но и с увеличением численности потребителей государственных услуг. Приняты новые и увеличены действующие социально ориентированные целевые программы, дополнительные ресурсы на реализацию которых оцениваются в 1 миллиард 817 миллионов рублей.
Одним из наиболее существенных и обсуждаемых решений стало повышение заработной платы учителей до уровня средней оплаты труда по экономике. С 1 сентября 2011 года оплата труда учителей общеобразовательных учреждений будет проиндексирована на 20 процентов. Средняя зарплата учителя по итогам 2011 года должна составить не менее 18 тысяч рублей. Также повышена зарплата педагогическим работникам, воспитателям и их помощникам, работающим в учреждениях дошкольного образования, полномочия по которому передаются на уровень муниципальных районов и городских округов.
Отвечая вектору инвестиционного развития, принятому нашим регионом, будет активно развиваться реальный сектор экономики, а также инфраструктура. Возобновляется работа дорожного фонда, увеличиваются расходы на капстроительство, на развитие инновационных площадок и на поддержку предпринимательства, расширяется поддержка сельскохозяйственного производства.
Участники слушаний рекомендовали депутатам вынести законопроект на сессию Законодательного собрания для принятия в первом чтении.
ДЕПУТАТСКИЕ МНЕНИЯ
Сергей ТИТКОВ:
— В Здвинском районе 93 процента районного бюджета составили субсидии, субвенции, дотации и лишь 7 процентов — собственные доходы. Любая прибавка к бюджетам муниципальных территорий — важный момент, мы должны стремиться к этому. Власть не может быть бедной, какого бы уровня она ни была, у неё должны быть возможности и средства для решения экономических, социальных проблем. Поэтому я за то, чтобы перераспределять средства не только из бюджета субъекта, но и из бюджета Федерации на муниципальный уровень.
Игорь ГРИШУНИН:
— Думаю, с добавлением норматива по НДФЛ ситуация на муниципальном уровне должна улучшиться. Методика, которую применяем к муниципальным образованиям, постоянно совершенствуется, и в целом это даёт новые позитивные тенденции. Это те же программы по детским садам, по новым мерам социальной поддержки.
Александр ШПИКЕЛЬМАН:
— Реальный эффект от дополнительного норматива отчислений по НДФЛ очень сильно зависит от районной власти. Я считаю, что тот НДФЛ, который собирается на территории районов, точно стимулирует экономику. В частности, Болотнинский район несколько лет пользовался таким пополнением бюджета. Считаю, что таким образом стимулировать экономику необходимо в каждом районе.
СПРАВКА
Основными доходными источниками областного бюджета на ближайшие годы остаются налог на прибыль организаций, НДФЛ, акцизный налог, налог на имущество организаций. Налогообразующими отраслями — оптовая торговля, финансовая деятельность, транспорт, связь и обрабатывающее производство.