Льготными поездками распоряжаемся сами
Власти ситуацию постоянно отслеживали, по результатам мониторинга были внесены некоторые изменения: добавлены безлимитные категории, введена система накопления поездок и карты МПК-дисконт. Сегодня на наиболее типичные вопросы наших читателей, связанные с новинками в системе льготного проезда, отвечает начальник управления организации пассажирских перевозок министерства транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области Василий ВОЛОКИТИН.
— Слышала, что теперь льготные поездки для тех, у кого есть ограничения по количеству проездов, будут как-то по-новому накапливаться и учитываться. Что это за изменения?
Любовь Ивановна, г. Новосибирск
— Ещё с 20 апреля 2011 года граждане получили возможность накапливать и использовать по своему усмотрению сэкономленные поездки, а также использовать поездки будущих периодов. Если раньше неиспользованные в течение месяца поездки пропадали, то теперь они суммируются. Таким образом, сейчас установлен лимит не на 30 бесплатных поездок в месяц, а на 360 бесплатных поездок в год. Граждане могут сами распоряжаться, когда им удобнее использовать эти поездки. Кому-то больше ездить нужно в летний или осенний периоды, кому-то в определённое время необходимо ездить на лечение или по каким-то другим нуждам, а кто-то использует льготные поездки постепенно, равномерно.
Для того чтобы воспользоваться сэкономленными поездками, пользователи единых социальных проездных билетов (ЕСПБ) были вынуждены приобретать билет на текущий месяц или активировать свои социальные карты на текущий период. Это вынуждало граждан тратить дополнительные средства — оплачивать 150 рублей. Последнее нововведение заключается в том, что теперь отменена обязательная активация карты на текущий период либо приобретение проездного билета на текущий месяц. Все граждане, которые имеют сэкономленные социальные талоны к ЕСПБ или поездки по социальной карте, могут использовать их вплоть до конца года.
— Я имею право на 30 льготных поездок в месяц. С начала года я часто пользовалась общественным транспортом и у меня не было сэкономленных поездок. Но в августе-сентябре в связи с моей болезнью у меня остались неиспользованные поездки. Как мне их использовать?
Светлана Владимировна, г. Новосибирск
— Вам нужно произвести так называемое нулевое пополнение единого проездного билета и социальной карты. Оно производится с 15 сентября 2011 года. С этого времени при условии, что неиспользованные поездки у гражданина есть, можно прийти в пункты пополнения карт, где вам будет произведено «нулевое» пополнение без внесения средств и сэкономленные поездки станут доступными для пользователя. Их он сможет использовать хоть за два дня, хоть за 90 дней, оставшихся до конца года. Уже более 40 тысяч пользователей льготных категорий произвели нулевое пополнение. То есть на сегодняшний день статистика показывает, что не выезжают лимит в 30 поездок в месяц порядка 43 тысяч пользователей ЕСПБ и социальной карты, имеющих ограничение по количеству поездок.
— Я пользуюсь единым социальным проездным билетом. Как мне воспользоваться сэкономленными в течение года поездками?
Виктор КОВШОВ, Татарский район
— Все изменения, касающиеся системы льготного проезда, одинаково распространяются на два документа равной юридической силы — единый социальный проездной билет (бумажный) и социальную карту. Поездки пользователей ЕСПБ учитываются по количеству отрывных социальных талонов.
Воспользоваться неиспользованными в предыдущие периоды поездками владелец единого проездного также может без дополнительной оплаты. Для этого гражданин должен при проезде предъявить документ, подтверждающий право на льготу, отрывной социальный талон за любой месяц текущего года и соответствующий ему по номеру и месяцу проездной билет.
— Основную часть лета я прожила на даче. В августе вообще не выезжала в город. Теперь мне сказали, что мои 30 поездок за август пропали. Правильно ли это?
Наталья Петровна, город Обь
— Если вы не активировали карту и не вносили 150 рублей за август, это правильно. Использовать можно только те сэкономленные в предыдущие периоды поездки, которые были своевременно активированы и оплачены — с 20 числа предыдущего месяца по 19 число текущего месяца. Неактивированный период из лимита в 360 поездок автоматически вычитается. К примеру, человек не активировал карту на август, соответственно, не внёс за этот период 150 рублей, значит, он не имеет право претендовать на эти 30 поездок. Сделать это задним числом нельзя. Когда гражданину даётся право распоряжаться предоставленными поездками в течение года по своему усмотрению, он должен подходить к этой процедуре более ответственно. Данный порядок проезда будет сохранён и в 2012 году.
— Я два раза в месяц по необходимости езжу из Болотного в Новосибирск. Есть ли льготы при проезде из города и обратно?
Пенсионерка Ирина СНЕГИРЁВА
— До Болотного не предусмотрено пригородных автобусных маршрутов с предоставлением льгот. Для того чтобы проехать из Болотного в Новосибирск по той льготе, на которую она имеет право, пассажирка может воспользоваться существующими пригородными маршрутами железнодорожного транспорта и на основании ЕСПБ приобрести разовый проездной документ по льготной цене.
На некоторых маршрутах (в основном пригородных и межмуниципальных) часть перевозчиков работает с предоставлением льгот на проезд, часть — без предоставления льгот. К примеру, на семь часов едет перевозчик с предоставлением льгот, на восемь — без предоставления, и это регулируется расписанием.
Наибольшее количество перевозчиков без предоставления льгот работает на автомобилях «газель». По некоторым маршрутам, на которых пассажиропоток хоть и стабильный, но незначительный, минтранс области вынужден использовать данные транспортные средства. Выводить на эти линии автобусы большой вместимости нецелесообразно.
Существует определённая зависимость: чем больше предоставлено гражданам возможностей ездить, тем больше и чаще они это делают, вне зависимости от реальных потребностей. К примеру, при стоимости проезда от Кыштовки до Новосибирска около 500 рублей, многие граждане, используя льготы и, соответственно, областные деньги, ездят в Новосибирск на крупнейший вещевой рынок с сугубо коммерческими целями.
Стоимость проезда на междугородном сообщении выше, и в номинальном выражении гражданин льготной категории, проживающий в сельской местности, получает большее количество льгот в сравнении с городским жителем. Несмотря на то, что в Новосибирске вынужденно введено ограничение в проезде при стоимости одной поездки 14 рублей, жителям области пока сохранена возможность бесплатно приезжать из области в город при стоимости проезда в одну сторону 300 — 500 рублей. В ряде других субъектов Российской Федерации действуют ограничения по льготному проезду на внутриобластных перевозках. К примеру, в Костромской области введены ограничения по количеству и протяженности льготных поездок на межмуниципальном и пригородном сообщении.
СПРАВКА
За первые 9 месяцев 2011 года ежемесячное среднее количество граждан льготных категорий, воспользовавшихся правом проезда по МПК социальная карта, составляет около 191 тысячи человек (140 тысяч — категории с ограничением количества поездок; 52 тысячи — категории без ограничения количества поездок).
Среднее количество поездок на одного гражданина составляет: для категорий с ограничением количества поездок в месяц — 26; для категорий без ограничения количества поездок в месяц — 41.
С мая 2011 года граждане льготных категорий получили право воспользоваться дополнительной микропроцессорной пластиковой картой МПК-дисконт, дающей право на оплату 50% тарифа при проезде на пассажирском транспорте. В Новосибирске такой картой уже пользуются более 119,5 тысячи граждан, для которых карты были изготовлены автоматически. Для других муниципальных образований области было изготовлено порядка 5,5 тысячи карт МПК-дисконт. Всего в области карты МПК-дисконт ежемесячно активируют около 40 тысяч человек и совершают в среднем по 21-й поездке в месяц.
ФАКТ
С апреля 2011 года граждане, имеющие право на льготный проезд, получили возможность накапливать и использовать по своему усмотрению сэкономленные поездки.