Казна для каждого. Какой она будет?
Постоянно совершенствующийся бюджетный процесс требует регулярной «примерки» на местности реалий областной казны на новый период. Принятый в первом чтении проект закона о единых нормативах отчислений от региональных налогов в бюджеты муниципальных образований депутаты обсудили в Болотнинском районе.
Социалка как показатель стабильности
Место для заседания комитета выбрано не случайно — это территория, являющаяся примером динамичного развития. Здесь строятся и ремонтируются объекты социальной инфраструктуры, есть сильная налоговая база. Но, пожалуй, главное, как точно подметил председатель бюджетного комитета Виктор Осин ещё в самом начале посещения района, что люди здесь по-настоящему гордятся тем, что делают своими руками.
Один из многих примеров этого — недавно открытое здание школы № 21, построенное взамен старого, в котором ещё в годы Великой Отечественной войны располагался госпиталь. В своём первоначальном виде школа функционировала до 2009 года, затем было построено новое здание, а на месте прежнего теперь располагается современная спортивная площадка.
Ещё одним объектом настоящей гордости района можно назвать библиотеку, только обживающую новое здание. Строительство весьма просторного здания под районную библиотеку вполне оправдано — Болотнинский можно по праву назвать читающим районом. Виктор Осин, поначалу с некоторым недоумением поинтересовавшийся охватом читательской аудитории, был весьма удивлён — ежедневно библиотеку посещают порядка 500 болотнинцев. Словно в подтверждение — временный библиотекарский пост с большой стопкой книг и картотекой в одном из ещё недоделанных холлов здания.
— Вы что тут, книгами торгуете? — шутят депутаты.
— Нет, читателей ждём. Сюда, пока не откроют библиотеку, возвращают прочитанные книги.
Курс — на дополнительный ресурс
Чтобы муниципальные образования не только были способны, но и хотели развивать свои территории, сегодня нужно вносить изменения в бюджетную систему. В этом уверен глава Болотнинского района Виктор Франк. Но при этом методика расчета дотаций должна быть более понятной и доступной.
— Мы одними из первых в области в 2008 году получили к нормативу по НДФЛ дополнительно ещё 70 процентов. Таким образом, мы оставили на своей территории 90 процентов НДФЛ и получили дополнительных доходов более 13 миллионов рублей. Это позволило произвести дополнительные ремонты, сделать вложения в развитие. В 2009 году отчисления норматива нам урезали уже до 52 процентов, поэтому район снова перешёл на дотации. Считаю, что такой налог, как НДФЛ, нужно на 100 процентов отдавать муниципалитетам, чтобы они были заинтересованы в работе предприятий-налогоплательщиков и работа велась в тесной связке власти и бизнеса, — предложил Виктор Франк.
По словам исполняющего обязанности министра финансов и налоговой политики Новосибирской области Виталия Голубенко, в 2009 году, после финансового кризиса, было очень сложно оценить, как себя поведёт экономика в городских округах, районах, муниципальных поселениях. В этот период многие предприниматели попросту затаились и было непонятно, каких налогов можно будет от них ждать и требовать. Регион в этот непростой финансовый период при принятии налоговых нормативов балансировал между предыдущими показателями и ожидаемой динамикой. Тем не менее решения по предоставлению дополнительных дотаций принимались в течение всего 2009 года. Кроме того, осуществлялось бюджетное кредитование. Теперь в предстоящем 2012 году ресурсы существенно увеличиваются, в том числе в виде целевых дотаций, инвестиций.
— Всегда есть обоснованное желание районов увеличить финансовые вливания в экономику. Знаковое решение для 2012 года — со следующего года в каждую территорию Новосибирской области будет передаваться дополнительно 10 процентов НДФЛ. Это станет дополнительным ресурсом, который ранее централизовался в областном бюджете. Для Болотнинского района это означает дополнительные вливания около 12—13 миллионов рублей, — пояснил Виталий Голубенко.
По оценке Сергея Канунникова, переход на новые нормативы отчислений в местные бюджеты должен благоприятно сказаться на наполнении бюджетов районов и поселений:
— Сейчас мы обязаны отдавать районам 20 процентов НДФЛ, а поселениям — 10. Однако субъект Федерации имеет право перераспределять средства в части, зачисляемой в областной бюджет, что мы и делаем. В итоге норматив отчислений в бюджеты районов составит 30 процентов НДФЛ, для поселений — по-прежнему 10 процентов, а городские округа, у которых сейчас норматив 30 процентов, получат 40 процентов отчислений НДФЛ. Это уже существенно.
Виктор Осин уверен: своё веское слово в том, как должны выстраиваться межбюджетные отношения, должны высказать все районы, ведь теперь есть линейная зависимость дотаций муниципалитетам от численности населения. При этом многие полномочия муниципалитетов такой зависимости по финансированию не имеют.
— Нельзя, чтобы органы местного самоуправления оказались не в состоянии исполнять какие-то из своих полномочий. В ближайшее время будем заниматься методикой распределения дотаций самым плотным образом, — заверил Виктор Осин.