USD 105.0604 EUR 110.4943
 

Николай МАКУХА: «Мне еще столько сделать надо!»

Зоя ТЮРИНА
Николай Макуха руководит музеем Барабинского  локомотивного депо. Фото Зои ТЮРИНОЙ
Николай Макуха руководит музеем Барабинского локомотивного депо. Фото Зои ТЮРИНОЙ

— Сейчас понял: прав был, что не уехал. Вот мне 71 год, а я прихожу в депо, как в родной дом. Все меня тут знают, и хочется верить, что еще нужен.

Нужен — это точно
В локомотивном депо пенсионеры вообще из коллектива не выпадают. В любой день на предприятии можно встретить двух-трех пожилых людей, которые активно что-то обсуждают у доски производственных показателей, разговаривают с мастерами или просто отдыхают в деповском скверике. И обязательно зайдут в совет ветеранов, которым руководит Николай Антонович Макуха.

— Политика, экономика в стране меняются, но отношение к ветеранам остается прежним. По крайней мере, у нас так. Начальник ни разу не отказал старому человеку в помощи. Ремонтируем квартиры, перекладываем печи, поддерживаем в болезни, сложной жизненной ситуации.

Забот у председателя совета, как говорится, полон рот. Под его крылом 500 пенсионеров, 96 из них — инвалиды первой и второй групп. Есть одинокие и такие, что уже не могут обходиться без помощи со стороны. Но сторона эта есть. В депо помнят заслуги своих бывших работников и стараются отплатить человеческим теплом и заботой.

В свои трудовые годы Николай Антонович был блестящим технологом. Ему, видно, самой судьбой определено развязывать сложные технические узлы, и он делал это с радостью, азартом. Кстати, задачки для его ума и опыта регулярно находятся и после выхода на пенсию. Талант не обмелел. Сейчас, например, он с группой молодых рабочих мастерит мотрису. Это такой самодвижущийся вагон, своеобразная «скорая помощь» на железной дороге: на случай доставки бригады ремонтников, аварийщиков, начальства к месту чрезвычайной ситуации. Каждая мотриса создается, исходя из местных задач и условий, по сути, эксклюзив. Так что на работу старый технолог убегает, едва позавтракав, а возвращается к позднему ужину.

А еще Николай Макуха руководит деповским музеем. Музей богатейший, просто сокровищница драгоценных страниц истории. Прямо у входа — напольные часы фирмы «Густав Беккер», выпущенные в 1894 году. Буквально с открытия предприятия они стояли в кабинете начальника Барабинского паровозного депо. И до сих пор идут минута в минуту, своим чистым звоном укрепляют связь времен и трудовую славу железнодорожников.

В музейных витринах — награды заслуженных деповчан, их документы, вещи, памятные знамена, подтверждающие высокий профессионализм коллектива. Молодежь тут может бродить часами, и экскурсовод обстоятельно отвечает на все их вопросы. И кто-то обязательно заметит: «А это, кажется, вы на фотографии. И на этой…»

Счастье всегда рядом
Буквально пару недель назад Николай Антонович водил по музею группу молодых специалистов, недавних выпускников железнодорожных вузов и техникумов. Семь человек приехали нынче в депо, в подавляющем большинстве это продолжатели железнодорожных династий. Но разговор шел не только об историческом прошлом, но и о перспективах развития предприятия. У молодых людей полна голова планов — как это хорошо!

Провожая гостей, почетный железнодорожник Николай Макуха вдруг вспомнил: у него же нынче тоже юбилей — 45 лет, как закончил ОмИИТ и пришел на работу в депо. Впрочем, новичком в то время он уже не был. Во время летних каникул каждый год работал в депо слесарем, а на диплом вышел с проектом устройства электромашинного цеха. Потом его чертежи и экономические расчеты были запущены в дело, и в депо появился современный, эффективно работающий цех. А дальше переоснастили и все остальные.

— Из этих 45 лет какие годы были самыми счастливыми?

— Совершенно точно семидесятые. Мы все тогда работали с таким азартом, с таким вдохновением! В каждом цехе — ячейка НОТ (научной организации труда), соревнование рационализаторов. Мастера, слесари, токари — все ходили с чертежами, делали какие-то расчеты.

Им тогда выпало большое дело. Министерство путей сообщения закупило в Чехословакии 90 новых электровозов серии ЧС. Выставили их на Московской железной дороге, а они не идут. От скандала подальше сослали машины в Сибирь, конкретно — в Барабинск. И дали задание довести локомотивы до ума. Вот тогда депо и превратилось в одно большое конструкторское бюро. Находили причину отказов — и устраняли ее. И так раз за разом.

— Например, в морозы токоприемники не поднимались, — вспоминает Макуха, — пневматический привод не срабатывал, потому что резина замерзала и проход для воздуха перехватывало. Что делать? Приходит слесарь: давайте на холодное время увеличим дроссельное отверстие, так должно сработать. И ведь сработало.

По сути, барабинские деповчане довели новый электровоз до идеального состояния. Потом центральный локомотивный главк изучил их работу и выдал распоряжение всем дорогам переделать узлы электровоза с учетом разработок Барабинского депо.

Сейчас в депо поступают новые локомотивы отечественного производства, а рядом с вокзалом поставлен на вечную стоянку один из первых «чехов», который отходил по сибирским дорогам сорок лет. Он теперь как знак коллективной конструкторской мысли, трудового товарищества сибирских железнодорожников.

— Николай Антонович, а в жизни пожилого человека бывают счастливые моменты? Чтоб, как в молодые годы, дух захватывало?

— А как же! Вот летом внуки соберутся, поедем на рыбалку. Да еще внучка натаскает окуней больше, чем мальчишки. Тут и смех, и слезы, и душа поёт!