USD 105.0604 EUR 110.4943
 

Святой и грешный Сальвадор Дали

Алексей ФЁДОРОВ
Чистая жертва. Фото Алексея ФЁДОРОВА
Чистая жертва. Фото Алексея ФЁДОРОВА

Потом взгляд переходит на сами гравюры, расположенные совершенно необычно, как будто они парят или лежат на невидимом церковном амвоне, и возникает необыкновенное ощущение погружения в мир чего-то недосягаемо возвышенного. Всё — ты готов к восприятию, чего и добивался куратор арт-проекта Александр Щеляков. И уже не можешь оторваться от этой своеобразной «песни песней», оттиснутой на бумаге 100 и еще 5 раз…

Весь день потом ходишь под впечатлением увиденного и размышляешь о том, как невыносимо жалко, что так поздно (надо было раньше, раньше!) познаешь настоящего Дали. В голове какими-то пошлыми заклёпками сохранились ещё воспоминания о пропагандистских лекциях горе-искусствоведов прошлой эпохи: типа «Дали-формалист, разменявший свой талант на тридцать сребреников дешёвого успеха у западной публики, а вот у нас в искусстве прежде всего идея…» А мы-то и не знали, что, оказывается, и в сюрреализме могут быть идеи, да ещё какие!

Позже, осмыслив первые впечатления, пытаешься внимательнее присмотреться к своим снимкам, сделанным на выставке, — не то, не то! Погружаешься в интернет, в надежде найти равноценные изображения, — снова не то, только оригиналы оттисков могут так потрясать! Копаешься в памяти, где в дальнем углу сохранились страницы опубликованной автобиографии художника, написанной ещё полвека назад, но опубликованной у нас в «Иностранке» много позже, когда «стало можно».

И только когда душа немного успокоится, начинаешь размышлять о самом предмете, анализировать сказанное, написанное и увиденное о Дали, вплоть до его футуристических изысков, сделанных действительно для эпатажа, и досадуешь, что недостаточно серь- ёзно относился к лучшим работам великого мастера, увиденным хотя бы в копиях, или, как сейчас счастье привалило, одновременно на выставках в Новосибирском художественном музее (Сальвадор Дали. 100 цветных ксилографий. Иллюстрации к «Божественной комедии» Данте) и вот теперь — в музее краеведческом.

Поэтому внутренний анализ 105 литографий — крупнейшего графического цикла Дали, выполненных по заказу Джузеппе Альбаретто для иллюстрации уникального издания Библии (1963 г.), — начинается много позже. Лишь постепенно начинаешь осознавать, что каждая из этих выдающихся работ не только Священное послание миру и вечности из Библии и Евангелия, которые проиллюстрировал выдающийся художник, но и попытка (в который раз!) оставить потомкам свою тайну бытия и творчества, зашифрованную в сюрреалистические образы. Страшно сказать, но Дали, поклоняясь Богу, спорит с ним, пытается доказать, даже навязать через собственное творчество свою богоподобность — великий, святой и грешный Сальвадор Дали.

Фотографии статьи
Ковчег Завета. Фото Алексея ФЁДОРОВА
«Трубите трубою на Сионе…» Фото Алексея ФЁДОРОВА