Святой и грешный Сальвадор Дали
Потом взгляд переходит на сами гравюры, расположенные совершенно необычно, как будто они парят или лежат на невидимом церковном амвоне, и возникает необыкновенное ощущение погружения в мир чего-то недосягаемо возвышенного. Всё — ты готов к восприятию, чего и добивался куратор арт-проекта Александр Щеляков. И уже не можешь оторваться от этой своеобразной «песни песней», оттиснутой на бумаге 100 и еще 5 раз…
Весь день потом ходишь под впечатлением увиденного и размышляешь о том, как невыносимо жалко, что так поздно (надо было раньше, раньше!) познаешь настоящего Дали. В голове какими-то пошлыми заклёпками сохранились ещё воспоминания о пропагандистских лекциях горе-искусствоведов прошлой эпохи: типа «Дали-формалист, разменявший свой талант на тридцать сребреников дешёвого успеха у западной публики, а вот у нас в искусстве прежде всего идея…» А мы-то и не знали, что, оказывается, и в сюрреализме могут быть идеи, да ещё какие!
Позже, осмыслив первые впечатления, пытаешься внимательнее присмотреться к своим снимкам, сделанным на выставке, — не то, не то! Погружаешься в интернет, в надежде найти равноценные изображения, — снова не то, только оригиналы оттисков могут так потрясать! Копаешься в памяти, где в дальнем углу сохранились страницы опубликованной автобиографии художника, написанной ещё полвека назад, но опубликованной у нас в «Иностранке» много позже, когда «стало можно».
И только когда душа немного успокоится, начинаешь размышлять о самом предмете, анализировать сказанное, написанное и увиденное о Дали, вплоть до его футуристических изысков, сделанных действительно для эпатажа, и досадуешь, что недостаточно серь- ёзно относился к лучшим работам великого мастера, увиденным хотя бы в копиях, или, как сейчас счастье привалило, одновременно на выставках в Новосибирском художественном музее (Сальвадор Дали. 100 цветных ксилографий. Иллюстрации к «Божественной комедии» Данте) и вот теперь — в музее краеведческом.
Поэтому внутренний анализ 105 литографий — крупнейшего графического цикла Дали, выполненных по заказу Джузеппе Альбаретто для иллюстрации уникального издания Библии (1963 г.), — начинается много позже. Лишь постепенно начинаешь осознавать, что каждая из этих выдающихся работ не только Священное послание миру и вечности из Библии и Евангелия, которые проиллюстрировал выдающийся художник, но и попытка (в который раз!) оставить потомкам свою тайну бытия и творчества, зашифрованную в сюрреалистические образы. Страшно сказать, но Дали, поклоняясь Богу, спорит с ним, пытается доказать, даже навязать через собственное творчество свою богоподобность — великий, святой и грешный Сальвадор Дали.