«Хочу, чтоб школа стала храмом…»
Недавно мы провели блиц- опрос в Кочках на тему: «Трудно ли (материально) подготовить ребенка в школу?». Ответы были порой неожиданными.
— Чтобы собрать сына в первый класс, взяли кредит, — признался один папа.
Выяснилось, что 20—30 тысяч рублей занимают перед учебным годом многие. На что только не идут родители, чтобы подготовиться к первому сентября не хуже других! Ездят, например, за школьными товарами, одеждой и обувью в Новосибирск, Краснозерск, Казахстан: там, мол, дешевле. Но экономию съедают расходы на дорогу. С тем, что детские товары многим не по карману, соглашаются даже местные работники торговли:
— Предлагаем в нашем магазине красивые сарафанчики, юбочки. Родители увидят: «Ой-ой, нравятся». Посмотрят на цену: «Дешевле поищем». Казалось бы, ребеночку надо купить хорошую обувь, однако тоже ищут дешевле. А дешевле (простите меня!) — это вонючий, китайский ширпотреб. Беда в том, что в нашей стране очень мало производят своего, особенно для детей.
Почувствуйте разницу!
Лишь трое респондентов из сорока сказали, что для них это не обременительно. Одна мама призналась: «Ежегодно одеваем детей только в новое. Это наш принцип». Но таких меньше, чем хотелось бы. В местной школе больше трети учащихся из малообеспеченных семей. Служба социальной защиты без поддержки их не оставляет. Однако, по мнению местных педагогов, для семей со средним достатком подготовка к школе — тоже нелегкая задача.
Посчитайте: комплект учебников стоит в среднем пять тысяч рублей. Есть и дороже. Это же половина заработной платы за месяц: по статистике, она здесь почти одиннадцать тысяч рублей. А если надо купить два-три комплекта? А, кроме них, еще нужны школьные принадлежности.
В Кочковском проблему обеспечения учебниками решают школы. Как?
— Ежегодно родители сдают деньги на один учебник, — рассказывает директор Кочковской средней школы Софья Макалева. — Занимается этим родительский комитет. Собранная сумма поступает в бухгалтерию, на нее и покупаем книги, которые передаем в школьную библиотеку. Так формируем учебный фонд. Пополняем его и за счет средств регионального бюджета. Закупаем в первую очередь учебники, которые либо уже очень изношены, либо сменились авторы. Но первоклассники всегда получают только новые комплекты. Взносы исключительно добровольные. Родители каждый год решают на собрании: будут ли они сдавать деньги на формирование фонда или сами купят все учебники. Все, конечно, выбирают первое. Нынче сдавали по триста пятьдесят рублей (почувствуйте разницу!) на один учебник, остальные получили бесплатно.
Но Софья Александровна уверена: школа за последние годы изменилась к лучшему. Когда-то даже на текущий ремонт приходилось собирать средства по предприятиям. Ей не отказывали. На спонсорские деньги сделали многое, в том числе первый компьютерный класс (сейчас их два).
Провозгласив в качестве своей приоритетной задачи развитие образования, государство стало укреплять материальный потенциал учебных заведений. И в национальной концепции развития образования «Наша новая школа» (которая стала продолжением национального проекта «Образование») созданию современной инфраструктуры отводится важное место.
В «одном кулачке»
Кочковская школа много средств получила по проекту модернизации образования. Софья Макалева рационально использовала их: собрав «в один кулачок» решала проблему за проблемой. Сначала, например, отремонтировали столовую, потом частично заменили двери, сделали новое крыльцо. Сами начали менять окна. В первую очередь в столовой и химкабинете, где было особенно холодно. А потом в области заработала программа «Школьное окно». Кочковцы тоже попали в неё. У них уже стояло 32 стеклопакета. В рамках областной программы в прошлом году здесь заменили еще 65 окон, в этом планируют еще 125.
В школе хорошая спортивная база: много площадок — футбольная, волейбольная, баскетбольная, теннисный корт, есть гимнастический городок, лыжная база, тренажерный зал (а точнее кабинет адаптивной физкультуры). Школа имеет хороший музей, библиотеку с читальным залом, несколько медицинских кабинетов, в том числе зубной и процедурный.
Впервые за тридцать пять лет
В школе бережно относятся к тому, что имеют. Даже в конце учебного года она выглядит, как новенькая. А года четыре назад поставили тепловой счетчик. На сэкономленные бюджетные деньги приобрели жалюзи в классы, оборудовали душевые кабины в спортзале.
И, наконец, главное достояние — таланты и успехи школьного коллектива. Теперь они приносят не только моральное удовлетворение, но и щедро вознаграждаются. Педагоги и воспитанники школы весьма результативно участвуют во всевозможных конкурсах и проектах. В 2006 году школа стала победителем нацпроекта «Образование» и получила на свое развитие миллион рублей. Часть его истратили на оборудование кабинета труда. Выиграл коллектив и гранд «Школьный дворик». На эти средства оборудовали детскую игровую площадку с фонтаном.
Однако и бюджет с годами становится все щедрее. Нынче в школе провели большой ремонт: кроме окон, заменили отопительную, канализационную и водопроводную сети. Впервые за 35 лет!
Может показаться, что Макалевой и желать-то уже больше нечего. «Да что вы! Много еще надо, — возражает она. — Прежде всего отремонтировать крышу! А потом заменить освещение, дери, оборудовать подвал. Еще надо сделать красивый фасад». Софья Александровна мечтает, чтобы в их школу ребятишки приходили, как в храм. И чтобы здесь было всем хорошо — и богатым, и бедным.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Василий ЮРЧЕНКО, губернатор Новосибирской области:
— В этом году направлено из консолидированного бюджета более 1 миллиарда на ремонт школ. Мы реализуем ряд областных программ, к примеру, программу «Школьное окно», которая завершится в 2013 году. По программе во всех школах области будут установлены новые современные стеклопакеты, которые позволят повысить энергоэффективность и, конечно, создадут совершенно другие, комфортные, условия. Реализация национального проекта «Образование» и инициативы «Наша новая школа» позволила кардинально изменить ситуацию, создать условия как для эффективной работы педагогов, так и для обучения ребят.