Чем-то родным пахнуло с экрана
…Наконец чем-то родным дохнуло с экрана, пусть даже в жанре фарса, скажем мы, или романтической комедии, как утверждает сама Авдотья Андреевна.
Итак, в некую губернию приезжает очень влиятельный, с чей-то тенью за плечами, замминистра Пётр Дроздов (Фёдор Бондарчук). В его задачу входит окончательно прибрать к рукам ведомства старинную барскую — и к тому же писательскую — усадьбу, где пока расположен литературный музей, с тем, чтобы построить здесь… Ну, сами понимаете, что-нибудь для отвода глаз, вроде здравницы, а на самом деле — очередное доходное место.
Ему в рот смотрит руководство губернии, у которого свой интерес. Для почётного гостя музейщики на последние деньги «накрывают поляну»: они наслышаны о планах «верхов» и теперь отчаянно льстят высокому чину, надеясь спасти усадьбу. Но происходит фантастическое и, казалось бы, непоправимое: замдиректора музея по науке Мария (Ксения Раппопорт) в застолье начинает резать правду-матку прямо в глаза замминистру. И тот неожиданно влюбляется в эту девушку «не первой свежести». Далее следует серия уморительных приключений на родной алкогольной почве.
Вернувшегося в Москву проспавшегося и прозревшего (так жить дальше нельзя!) чиновника осаживает сам министр: ты подумай как следует! Но… есть «высший суд» и кое-кто повыше. Дроздов решительно распахивает двери чьей-то очень высокой приёмной и устремляется в священное сияние некоего кабинета... В следующем кадре он возвращается в знакомую нам провинциальную нищету уже губернатором (прежнего сняли за лихоимство) и топором колет дрова для счастливой Маши и нас, не менее счастливых кинозрителей. Всё…
Как рассказала Авдотья Андреевна на пресс-конференции, со своей подругой Ириной Пармас после того, как был найден главный ключ к фильму, они переписали прежний готовый киносценарий за неделю, затем им удалось привлечь приличный актёрский состав (Бондарчук давно умолял Смирнову написать сценарий под него и Раппопорт), снимали почти год, и, кажется, что-то получилось…
Точно получилось! — считаем и мы. Непритязательная, хотя и фантастическая история, когда вдруг все (даже заведомые конформисты) начинают говорить то, что они думают, рассказана талантливо, с чётко очерченными характерами и, несомненно, найдёт своего зрителя. Тем более первые ласточки-награды за фильм уже прилетели…
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Авдотья СМИРНОВА:
— На мой взгляд, уже около трех десятилетий наше кино вообще не затрагивало тему многострадальной российской интеллигенции, особенно провинциальной. А я знаю заботы музейщиков, сельских учителей и врачей не понаслышке: сама жила среди этих людей, и они мне дороги, как никто другой.