USD 105.0604 EUR 110.4943
 

Точка сезона по-испански

Елена МЕДВЕДСКАЯ, пресс-секретарь НГАТОиБ
Лауреат международных  конкурсов Наталья Ершова  в роли Одетты-Одиллии
Лауреат международных конкурсов Наталья Ершова в роли Одетты-Одиллии

«Это театр, господа!»
Яркой, сочной точкой окончания прошлого сезона стали выступления сибирского балета в Мадриде. Театр, расположенный в самом центре города, напротив Королевского дворца, восхитил сибиряков своей древней историей, современными технологиями, доброжелательным персоналом и восторженной публикой. Главная сцена столицы оказалась удобной и гостеприимной. Как-то все сошлось на этот раз со знаком плюс. Потому, наверное, что у руля события стоял высочайший профессионал и авторитет театрального мира господин Жерар Мортье, художественный руководитель Teatro Real. Он летом прошлого года специально прилетал в Париж на гастроли сибирского балета, чтобы внимательно посмотреть спектакли. А оценив уровень постановок и труппы, он сделал предложение сибирякам. И уже в июне этого года партнеры получили результат гастролей: билеты стопроцентно проданы, публика в восторге, команда сработала дружно, организация гастролей первоклассная, пресса хвалит.

Хотя мадридская жара не щадила всю неделю, привыкшая к такому климату публика каждый вечер в восемь вечера заполняла огромный зал, сравнимый по количеству мест с сибирским Колизеем. Здесь принято дорогие билеты покупать заранее, к примеру, за год до спектакля. Разглядывая яркий поток зрителей, успеваю подумать: «Жаль без цветов». Хотя знаю, что в Испании дарить цветы артистам из зала не принято. Как и хлопать после спектакля. Хотя на открытии после спектакля хозяева вынесли на сцену огромную корзину цветов, похожую на цветной шар. А какой пестрой, яркой была испанская публика: декольте, камни, смокинги. Правда встречались и редкие персоны в шортах, которые будто забрели во дворец из другого мира. Так и хотелось шепнуть им на ухо: «Это театр, господа!»

Каждый вечер аплодисменты нешуточно взрывали зал. А когда публика дружно вставала, нарушая все традиции столичной сдержанности, стало понятно, что искусство сибиряков достигло цели. Похоже, мы научили испанцев реагировать по-нашему. Ну а «браво!» на всех языках звучит одинаково и слышать его невероятно приятно.

Билеты покупали за год
Новосибирский оперный в Испании гастролирует шестой раз с 1991 года. Раньше выступали в городах Мерида, Фигерас, Сантандер, Севилья и Барселона — со спектаклями «Спартак», «Жизель», Дон Кихот», «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик», «Коппелия» и «Шехеразада». А вот в главном театре столицы выступали впервые.

Прошлым летом, когда балет НГАТОиБ показывал свои спектакли во Франции, в театр Шатле, пришла на гастролеров из Сибири парижанка София. Ее удивление и очарование балетом были так велики, что через год она приехала в Мадрид, заказав заранее билеты в первый ряд на все шесть спектаклей. Мы познакомились и узнали, что эта немолодая, грациозная женщина в прошлом сама балерина, конечно, профессионально смотрит наше «Лебединое озеро», уже знает по фамилиям солистов и очень высоко оценивает ансамбль и профессиональный класс балета, руководит которым народный артист России Игорь Зеленский.

…За шесть гастрольных выступлений театр представил испанской публике три пары солистов. Через день Одетту-Одиллию и принца Зигфрида танцевали Олеся Новикова (Мариинский театр), Леонид Сарафанов (Михайловский театр), Светлана Свинко, Роман Полковников, Наталья Ершова, Иван Кузнецов и Семен Величко. Первая пара открыла гастроли, задав высокую планку мастерства, а Ершова и Величко поставили яркую прощальную точку. Кроме них, зрители высоко оценили кордебалет и солистов Михаила Лифенцева, Веру Сабанцеву, Константина Алексенцева, Юлию Кутнякову, Елену Лыткину, Анну Одинцову и других.

Как хотелось бы прожить гастрольную историю без приключений, но не удалось. Заявленная в афише солистка Елена Востротина (дрезденская Земперопера) которая регулярно сотрудничает с НГАТОиБ, перед гастролями повредила ногу. Но, оказывается, в театре есть понятие «срочный ввод», и на сцену после напряженных недельных репетиций вышла дебютантка Светлана Свинко. Двадцатилетняя балерина в театре всего второй год, но уже танцевала партии Гамзатти в «Баядерке», Мирты в «Жизели», Феи Драже и па-де-де Черного лебедя в концертном варианте. Репетитор Яна Серебрякова знает и ценит работоспособность Светланы: «Ей не надо повторять дважды, она умная и сильная балерина!»

Два спектакля прошли спокойно, как по нотам. Зрители не заметили, что на сцене дебютантка, у которой в Мадриде, по сути, началась творческая биография.

На вопрос «Страшно ли было?» Светлана Свинко пожала плечами: «Я не думала об этом. Половиной успеха я обязана моему прекрасному партнеру Роману Полковникову. Да, Мадрид запомнится навсегда! Так хочется сходить в музей Прадо. А в прошлом году удалось побывать в Лувре. Понимаю, что надо учиться, много знать и успевать».

А другая солистка балета, Настя Лифенцева, после гастролей осталась в Испании, чтобы пару недель учиться национальному танцу фламенко. Это ее давнее увлечение. Но одно дело новосибирские семинары, курсы и другое — родина танца, где можно реально погрузиться в культуру Испании.
Особое мнение о гастролях у дирижера Евгения Волынского, который шесть вечеров подряд вместе с оркестром Teatro Real (Orquesta Sinfуnica de Madrid) исполнял музыку Чайковского:

— Команда была интернациональная: датчане, чехи, восемь поляков, русские, немцы, испанцы, португальцы, французы. Всего три репетиции, а в оркестре разные школы, разное понимание музыки. Пришлось много работать. И с каждым спектаклем мы тихонечко продвигались к совершенству. Проблема в том, что некоторые музыканты не знают хореографии, каждому не объяснишь, что здесь балерине надо ногу успеть поднять, здесь — пауза в танце. Вначале играли усредненный вариант. Потом я начал шутками, прибаутками, менять темпы, заставлял повторять много раз. Говорил на смеси итальянского и английского. Все получилось, потому что оркестр первоклассный, экстра-класса.

До новых встреч, Teatro Real!
Не было человека в сибирском коллективе, кто бы хоть однажды не заблудился в здании Teatro Real. Шестиугольное, пятиэтажное с улицы, оно кажется не слишком большим. Но под землей, оказывается, еще восемь этажей, где расположены, цеха, кабинеты, мастерские, склады… А когда попадаешь в зрительский ресторан, возникает ощущение, что оказался в музее типа Эрмитажа: картины, лепнина, ковры, люстры, колонны — красота и роскошь. Все-таки королевский театр, не надо забывать!

Самым интересным оказалось устройство сцены, вернее двух сцен, расположенных одна под другой. На верхней шесть дней шел наш балет «Лебединое озеро», а на нижней монтировали оперу «Тоска». Как только мы отработали последний спектакль и убрали декорации, верхняя сцена «отъехала», и на ее место на глазах удивленной публики поднялась нижняя. И на следующий день пошел новый спектакль (театр работает ежедневно, без экономических потерь). Но мы этого уже не увидели, потому что отправлялись на самолете домой.

Остается добавить, что директор НГАТОиБ Борис Мездрич, художественный руководитель балета Игорь Зеленский и господин Мортье стали в результате этого проекта надежными и перспективными партнерами, которым есть смысл обсуждать дальнейшие совместные планы.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Газета «Эль импарсиаль», июль 2011 г.:
«Неизменная красота классики вновь завоевала публику Королевского театра, которая, начиная с премьеры спектакля, воздала должное не только великолепной работе членов труппы под руководством Игоря Зеленского, но также и бесспорно высокому уровню дирижера оркестра Евгения Волынского. И такая представительная труппа русской культуры как та, что выходит в эти дни на сцену театра на Пласа де Ориенте, может похвастаться тем, что именно она представляет абсолютно оригинальную, без малейших изменений, хореографию Петипа…»

ЦИФРА
В 2010 году новосибирские театры посетило 790 000 зрителей. Это третий результат по России после Москвы и Санкт-Петербурга.

Фотографии статьи
Светлана Свинко — первые автографы
Роман Полковников с педагогом- репетитором после спектакля