Не так страшен закон, как о нём говорили
Что именно беспокоит водителей? Повлияет ли введение в действие нового федерального закона на пассажиров? Разъяснения дает начальник управления организации пассажирских перевозок министерства транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области Василий ВОЛОКИТИН.
Как оформить разрешение
— Процесс оформления разрешения на перевозку пассажиров и багажа легковым такси будет максимально упрощён для соискателя. Перечень документов, который для этого необходим, минимизирован. В частности, необходимо представить документы, подтверждающие регистрацию юридического лица или индивидуального предпринимателя. Также нужен перечень подвижного состава (одно или несколько транспортных средств), который предназначен для перевозки пассажиров, и документы, свидетельствующие о прохождении государственного технического осмотра (легковые такси должны дважды в год проходить такой осмотр). При этом разрешение оформляется на каждое транспортное средство. Кроме того, согласно требованиям федерального закона, необходимо подтвердить, что подвижной состав находится в частной собственности либо в лизинге в банке. Также соискатель должен представить копию страховых полисов, подтверждая, что транспортное средство застраховано.
Новый закон предусматривает, что разрешение оформляет уполномоченный орган субъектов Федерации, в нашем случае — министерство транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области. На сегодняшний день такие полномочия муниципальным органом власти не даны. Документы на оформление будут принимать и выдавать готовые разрешения в многофункциональном центре обслуживания населения на площади Труда в Новосибирске. В течение нескольких дней мы доработаем технологию взаимодействия. Все документы соискатель может либо подать лично, либо выслать сопроводительным письмом по почте. При этом не нужно куда-то перегонять транспортные средства. Максимальный срок выдачи разрешения не может превышать 30 дней.
Оформление разрешения предусматривается на платной основе (срок действия — пять лет). Учтены затраты, связанные с изготовлением непосредственно бланка (полиграфической продукции, защищённой от подделок), приёмом документов. Стоимость процедуры совсем невысокая — 350 рублей. В случае утери или порчи дубликат разрешения изготовят за 150 рублей.
О внешнем оформлении
— Соискатель обязан представить после получения разрешения материалы, подтверждающие, что он нанёс на автомобиль цветографическую плёнку и установил фонарь с «шашечками». Это делается с помощью фотографии, которую потом можно направить по почте. Заранее покупать и устанавливать эту атрибутику (плёнки стоят порядка 100 — 150 рублей, фонарь — 120 — 350 рублей) не нужно, так как неизвестно, получит соискатель разрешение или нет.
В соответствии с принятым в Новосибирской области законом требование по цветовому оформлению транспортных средств вступит в силу с 1 января 2014 года. Сейчас оно может быть актуально только для организованных перевозчиков, которые думают о развитии, заказывают, возможно, подвижной состав на несколько лет вперёд, заключают договоры на поставки с заводами-изготовителями. Тем не менее депутаты Государственной думы РФ предлагают внести изменения в принятый закон в части цветового оформления кузовов автомобилей — они хотят исключить этот пункт.
В целом выполнение всех этих требований даёт таксисту преимущество: человек не будет ловить частника, если видит, что едет транспортное средство, специально предназначенное для перевозки пассажиров.
С 1 января 2012 года наступит ответственность как за отсутствие опознавательных знаков, так и за их несанкционированное использование. У нас четыре месяца, чтобы перевозчики, которые хотят работать легитимно, могли оформить необходимое по законодательству разрешение.
О таксометрах
— Думаю, вопрос о таксометрах, как и о цветовом оформлении кузовов транспортных средств, сегодня не актуален. С 2009 года действует постановление Правительства РФ об утверждении правил перевозки пассажиров. Оно предусматривает, что в легковых такси можно установить таксометры, а можно, если действует фиксированная оплата, подтверждать принятие денег за проезд выписанным документом строгой отчётности — квитанцией или чеком. Эти правила останутся в силе.
Кроме того, в новом законе не оговорено, какой именно это должен быть таксометр. Есть государственный реестр контрольно-кассовых машин, допущенных к применению, который периодически обновляется — новые модели вносятся, устаревшие исключаются. Одни таксометры печатают чеки, другие — нет. Соответственно, стоимость их различна. Минимальная цена на сегодняшний день в Новосибирске — в пределах 1,2 — 1,5 тысячи рублей, максимальная — в пределах 15 — 15,5 тысячи рублей. К применению допущены любые из них. Поэтому выбор за перевозчиком. Порядок использования таксометров определён: есть специализированные сервисные центры, которые занимаются обслуживанием и проверкой таксометров, а органы Федеральной налоговой службы ведут журнал регистрации контрольно-кассовых терминалов и выдают карточки регистрации.
О медицинском и техническом осмотрах
— Федеральный закон предусмотрел несколько требований. К транспортному средству: необходимость использования плёнки, фонаря, таксометра и другие; к водительскому составу: квалификация и стаж работы, а также необходимость прохождения государственного технического осмотра два раза в год, предрейсовый технический осмотр транспортного средства и предрейсовый осмотр водителя. Контроль за соблюдением этих требований будут осуществлять непосредственно на линии сотрудники Государственной инспекции безопасности дорожного движения. Прохождение осмотров — обязанность и ответственность перевозчика, ведь речь идёт о перевозке людей. Если сегодня водитель проходит предрейсовые осмотры, заключив договор с диспетчерской службой, ничто не мешает водителю или предпринимателю, оформившему разрешение, самостоятельно оформить договорные отношения с теми же специалистами.
О диспетчерских службах
— Система организации перевозок пассажиров в разных районах Новосибирской области неодинакова: где-то больше используют личный транспорт, где-то работают через диспетчерские, где-то сами диспетчерские имеют и собственный подвижной состав, и привлекаемый. Везде, как и в Новосибирске, есть неорганизованные перевозчики, которые работают нерегулярно. Так или иначе сегодня у всех крупных фирм такси есть свои диспетчерские. Я думаю, что работа без них малоэффективна и малодоходна. Сейчас в числе предложений об изменении Федерального закона № 69 рассматривается вопрос о том, чтобы предоставить возможность оформления разрешения диспетчерским, которые не имеют собственного подвижного состава, но могут его арендовать.