USD 100.6798 EUR 106.0762
 

Лихачам не место за рулём автобуса

Юлия НАЗАРЕНКО
Фото Павла КОМАРОВА
Фото Павла КОМАРОВА

Тем не менее руководство новосибирского ООО «РегионБУС» доверило лихачу работать на междугородном маршруте. На кузбасской трассе в условиях ограниченного обзора (дорога в этом месте имеет изгиб) и мокрого покрытия дорожного полотна водитель выехал на встречную полосу. Столкновение с фурой — трагический финал, унесший жизни четырех человек, «Советская Сибирь» сообщала о подробностях аварии в № 146 от 10 августа. На какой скорости двигался автобус и стало ли превышение скорости одной из причин катастрофы, пока трудно сказать. Известно, что тахограф, фиксирующий режим труда и отдыха водителя, скорость движения транспортного средства, на маршруте был отключен. Что является также серьезным нарушением.

Звенья одной цепи

Междугородные и международные перевозки должны предусматривать подбор персонала по принципу лучший из лучших.
— Контингент водителей на дальних маршрутах зачастую не соответствует предъявляемым требованиям, — говорит начальник управления Сибирского госавтонадзора Василий Иванько. — Влияет и другой фактор: когда водитель сам занимается ремонтом транспорта. Уставший после ремонта, он выезжает в рейс с риском попасть в ДТП. Такая ситуация складывается во многих частных предприятиях пассажирского транспорта. В год мы проводим до 700 проверок, и ни одна не обходится без оформления протокола либо наложения штрафных санкций, либо приостановления действия лицензии. К сожалению, расхолаживает перевозчиков и тот факт, что с марта 2011 года утратил силу приказ Минтранса, в котором четко оговаривалось, как на предприятиях должна быть организована работа по стажировке водителей, профилактике аварийности, а также порядок проведения технического контроля и медицинского освидетельствования.

— Все это звенья одной цепи, — соглашается президент Транспортного союза Сибири Валерий Ильенко. — Перевозка пассажиров — единственная отрасль, которая пока не регулируется федеральным законодательством. Надеемся, что к концу нынешнего года соответствующий документ будет принят. Кстати, Новосибирская область — один из немногих субъектов Федерации, который руководствуется региональным законом о транспортном обслуживании населения. Он принимался непросто, и через сессию в документ вносятся поправки и комментарии. Но закон работает. Если брать в разрезе округа, по Новосибирской области количество ДТП на пассажирском транспорте намного ниже, чем в Кемеровской области, Алтайском или Красноярском краях. В совокупности меры, которые принимаются в нашем регионе по обеспечению безопасности на дорогах, дают свои плоды.

Более 100 автобусов снято с линии

Тем временем количество погибших пассажиров и пешеходов в этом году увеличилось вдвое. Каждое шестое ДТП в области произошло по вине водителей пассажирского транспорта. Среди нарушений наиболее часто фиксируются превышение скоростного режима, выезд на встречную полосу, наезды на пешеходов, неиспользование ремней безопасности. Каждый случай при более доскональной проверке вскрывает массу нарушений в организации пассажирских перевозок на предприятиях. Более ста автобусов были сняты с линий. В состоянии алкогольного опьянения были задержаны 14 водителей пассажирского транспорта и около 300 отстранены по состоянию здоровья. Кстати, из водителей, что были пойманы «под шофе», все до единого работают в частных компаниях.

Валерий Ильенко уверен, что очень многое зависит от позиции руководства компаний: качество кадров, их профессионализм, состояние подвижного состава. Конечно, подвижной состав на междугородных перевозках области обновляется. Правда, не такими быстрыми темпами, как хотелось бы. За два года новосибирскими перевозчиками самостоятельно были закуплены 34 транспортные единицы. В течение ряда лет приобретение автобусов финансируется из государственных источников. Благодаря федеральной программе и консолидации бюджетов в области сумели переломить тенденцию старения автопарка. За два года было приобретено в общей сложности более 220 единиц, в том числе порядка 40 автобусов междугородного класса.

Доверяй, но проверяй

В результате внеплановой выездной комиссии по безопасности дорожного движения, на которую пригласили всех руководителей пассажирских транспортных предприятий Новосибирска и области, четко обозначились задачи по повышению безопасности пассажиров. В том числе усиление контроля со стороны служб ГИБДД и Госавтонадзора. Проверки проводятся регулярно по согласованию с прокуратурой. Управление пассажирских перевозок на оснований материалов проверок расторгает с провинившимися перевозчиками договоры.

Усиление надзора в системе пассажирских перевозок идет по нарастающей. Уже сейчас перед выдачей лицензионных карточек досконально осматривается каждое транспортное средство, которое заявлено на перевозку пассажиров. За последние три недели отказ получили 70 перевозчиков, у которых в среднем по 2—3 транспортные единицы не прошли осмотр и, соответственно, не были допущены к перевозке пассажиров. Более того, с 3 ноября вступят в силу изменения в федеральный закон о лицензировании, которые дают Госавтонадзору право на дополнительные проверки перевозчиков — при увеличении подвижного состава, окончании или переоформлении лицензии.

Рискуем ли мы получить дефицит автобусов в результате ужесточения мер? Вряд ли. Пять лет назад в Новосибирской области действовали порядка 1980 перевозчиков, сегодня их только 785. При этом количество единиц транспорта не уменьшилось. Как показывает практика, чем туже закручены гайки, тем надежнее ход.

КСТАТИ

Несмотря на предостережения, пассажиры продолжают доверять свои жизни случайным перевозчикам. Бомбилы встречают пассажиров еще на подходе к зданию автовокзала, предлагают подбросить до Барнаула или Томска «по-быстрому». Экономия времени обычно составляет час-полтора. А риски?
Президент Транспортного союза Сибири Валерий Ильенко убежден:
— Более 50 процентов междугородных перевозок в Новосибирске осуществляются «от бордюра»: погрузились и поехали. «Газель» не может возить пассажиров в Томск! Это бомба замедленного действия. Если мы все вместе возьмемся за решение этой проблемы, то наведем порядок. Всем перевозчикам, руководителям транспортных предприятий надо в первую очередь думать о людях, которым мы служим, приходя на этот рынок.