80 лет высокого полёта
Авиационная промышленность — гордость России. Это отрасль, в которой мы уверенно конкурируем с любой мировой державой. Наши самолеты продемонстрировали всему миру, что Россия не только поставщик природных ресурсов, но государство, способное успешно развивать сложные наукоемкие производства.
Горы — на пятилетку. Небо — навсегда
Изначально, в далеком 1931 году, первый камень закладывали в основание завода горного оборудования. Но пять лет решением Совета труда и обороны предприятие было перепрофилировано в самолетостроительный завод.
Первенец заводских самолетостроителей — истребитель-моноплан И-16 конструкции Поликарпова был построен и успешно испытан уже в ноябре 1937 года. С 1938 по 1940 годы заводчане передали на вооружение Красной армии более 600 самолетов. И-16 стал самым массовым истребителем своего времени, который широко использовался в войне в Испании, боевых действиях на Халхин-Голе, а позже на фронтах Великой Отечественной войны. На этом маневренном, легком деревянном самолете Валерий Чкалов первым в мире выполнил восходящий штопор.
26 января 1939 по просьбе коллектива и в ознаменование памяти погибшего Героя Советского Союза заводу было присвоено имя Валерия Чкалова.
К концу 1941 года завод выпустил первую партию истребителей Як-7 — 21 самолет, а за 1942 год их было построено уже 2 211. Мировая практика тогда не знала примеров такого самоотверженного труда, и это притом, что более 70 процентов работников завода были женщины и дети — подростки 12 — 14 лет. «Полк в день» (28 — 30 самолетов в сутки) — этот лозунг становится главным девизом чкаловцев на все годы Великой Отечественной.
За годы войны всеми авиазаводами страны было произведено 36 тысяч истребителей типа Як и почти каждый второй был выпущен на чкаловском заводе. Орден Ленина и знамя Государственного Комитета Обороны (ГКО) на вечное хранение — таковы трудовые награды завода за вклад в Великую Победу.
Только вверх
Начиная с послевоенных лет развитие предприятия шло по нарастающей. Первой судьбоносной отсечкой стал 1947-й — запуск в серийное производство реактивных самолетов-истребителей со стреловидным крылом МиГ-15, а позднее, в 1951-м, — МиГов-17 конструкции Микояна и Гуревича. Это было время научно-технического взлета освоения передовых технологий, на базе которых создавалось современное оборудование, разрабатывались новые материалы и методы контроля.
Совершенно новым этапом в развитии отечественного самолетостроения явилось создание многоцелевого штурмовика Су-24, который в 70-е годы начали выпуск на НАПО имени Чкалова. По своим летно-техническим характеристикам и боевым возможностям Су-24 превосходил все существующие в то время серийные образцы самолетов аналогичного класса.
С начала 90-х годов предприятие изготавливает многофункциональный истребитель Су-34. Бронированные кабина и топливные баки, высокоэффективное радиоэлектронное оборудование, широкая номенклатура вооружения обеспечивают его способность работать как по наземным, так и по воздушным целям. Доверие к нашим самолетам велико во всем мире. Качество изготовления и сборки позволяет эксплуатировать их в течение 20 — 30 лет, поэтому в НАПО регулярно поступают заказы на модернизацию отлично зарекомендовавшей себя техники, чтобы привести ее в соответствие с требованиями современных боевых условий.
В 2004 году в историю НАПО вписана новая страница. Предприятие, входящее теперь в состав холдинга «Сухой», помимо выполнения государственного оборонного заказа, совместно с российскими и зарубежными партнерами работает над проектом Sukhoi Superjet 100 (SSj-100) — новым российским региональным самолетом.