История долгов
Отец ушел из семьи и бросил без любви и материальной поддержки единственного малолетнего сына. Состоялся суд, который назначил алиментные выплаты. В ситуацию вмешался судебный пристав, который пытался настроить горе-отца на позитивный лад, пробудить в нем сочувствие к брошенному ребенку. Оказалось, что это бесполезно. И тогда должнику присудили штраф в размере 1000 рублей. Но вот и срок уплаты штрафа истек, а бывший отец все упорствует. Мировой судья вынес постановление: пять суток административного ареста. После отбывания этого наказания гражданина ожидает еще один судебный процесс — за злостное уклонение от уплаты алиментов уже возбуждено уголовное дело по ст. 157 УК РФ и направлено в суд с обвинительным актом.
Подобными историями богата практика отдела судебных приставов по Ленинскому району — крупнейшего в Новосибирской области по территории, населению и объему исполнительного производства.
С жалобой и за советом
…Четверг, конец рабочего дня. Сегодня начальник районного отдела судебных приставов Дмитрий Свирин ведет личный прием граждан. К нему идут за советом, с жалобой, надеждой.
— Я уже обращаюсь третий раз, — с раздражением говорит пенсионного вида мужчина с палочкой в руке. — Когда же мой ответчик заплатит за ущерб? Получается, что имущества у него нет, сам тоже неизвестно где… Я устал ждать.
Дмитрий Свирин делает пометку в записях приема:
— Выставим должника в розыск. Пусть полиция установит его местонахождение.
— Вот! Это уже более реально, — радуется пенсионер.
Другой посетитель — элегантная дама. Тоже жалоба на затягивающийся процесс взыскания материального ущерба. Было ДТП, личный автомобиль дамы пострадал на 240 тысяч рублей, виновник аварии, местный предприниматель, после суда обещал восстановить машину. Женщина ждала очень долго, а потом начала потихоньку восстанавливать автомобиль самостоятельно, надеясь, что все затраты, в конце концов, виновник покроет.
— Звоню ему, обещает завтра все деньги отдать, потом переносит это на следующий день — и так уже длится больше года. Что делать?
— Почему раньше не обратились к нам? — спрашивает Дмитрий Свирин.
— Знаете, он такой обходительный, вежливый, я все поверить не могла, что меня обманывают.
— Беру ситуацию на контроль. Ускорим процесс.
Смешно и грешно
…А люди идут и идут с проблемами, иногда с такими, что даже не знаешь, плакать или смеяться. Например, у соседей по коммунальной квартире затяжной конфликт — не могут решить, как расставить холодильники на общей кухне. Дело дошло до мирового судьи, который вник в дело и «развел» бытовую технику по углам. Один сосед благодарит «мирового», а другой проклинает и не желает исполнять судебное решение. Вот теперь придется судебному приставу отправиться по адресу, чтобы исполнить судебный вердикт. Но есть ли гарантия, что уже на следующий день на этой кухне не возникнет повод для нового судебного процесса? Вот такая работа у судебного пристава.
Еще поучительная история. Братья жили дружно. А потом один занял у другого четыре миллиона рублей. Прошло время, долг не вернулся. И теперь между братьями идет война. Один обвиняет в обмане, другой — в неблагодарности. «Потерпевшая сторона» обращается в отдел судебных приставов по Ленинскому району с просьбой «нажать» на брата, найти деньги, что, скорее всего, и будет сделано, но вот мир между братьями это наверняка не скрепит, и продолжится эта грустная история до последних дней их жизни.
Пожилые верят рекламе
По словам начальника отдела судебных приставов по Ленинскому району Дмитрия Свирина, проблемой остается взыскание ущерба по финансовым потребительским кооперативам, в которых аккумулировались деньги, в основном пенсионеров — пожилые люди более других поверили рекламе, сулящей высокие и быстрые доходы. Между тем имущества, за счет реализации которого можно было вернуть паи, возместить понесенные гражданами убытки, у таких «контор» нет — лишь несколько компьютеров, столы да стулья. Больше всего взыскателей по транспортному налогу. Действия судебных приставов в отношении злостных неплательщиков весьма эффективны: они передают информацию в ГИБДД, там выставляют ограничения, например, на продажу машины. Активно применяется и такая мера, как ограничение права на выезд за пределы страны, в течение месяца примерно до 100 должников «тормозятся».
Приставы считают, что если будет в законодательном порядке принято предложение проводить в отношении должников ограничение в управлении автомобилем, то число ожидающих исполнения судебных решений еще более сократится.