За справками, или Байкер на пенсии
И зритель, буквально с первых кадров посмеивающийся над неуклюжим и непривыкшим к свободе от дела Сержем, понимает, что попал в некую западню, и привычной с Депардье «ржачки» не будет, а будет некая игра — пусть в не совсем суровую правду жизни маленького человека, а в некую художественную полуправду о ней с элементами фантастики и абсурда. И уже с нежным сочувствием включается в полуторачасовое экранное путешествие «за справками» на старом, некогда могучем «байке» по имени «Мамонт». И уже окончательно понимает, кто больше похож на ископаемого мифического монстра — мотоцикл или бывший мясник...
Безусловно, картина режиссеров Гюстава де Керверна и Бенуа Делепина отмечена искрой большого таланта: об исполнителях главных ролей и говорить не приходится. А кроме них, есть ещё и аутичная в жизни и в кино одарённая девушка (Мисс Минг), которую авторы некогда откопали на пляже и сделали кинозвездой: она не любит работать, как все, пишет стихи и сооружает скульптуры из голов старых кукол. И, может быть, единственный человек, кто понимает и любит её, это родной дядюшка Серж. Духовное родство этих трёх людей — племянницы, мужа и жены — становится по воле постановщиков единственной ниточкой, связывающей этот жёсткий и жестокий мир нынешней тотальной разобщённости людей.
С чем этот малобюджетный и явно не кассовый фильм только не сравнивали! Мне же вспомнилась и блистательная «Родня» Никиты Михалкова, и веселое роуд-муви Георгия Данелии «За спичками», где наши комические увальни Евгений Леонов и Вячеслав Невинный вполне могли дать фору любой звезде западного кинематографа, в том числе и по линии не совсем доморощенной философии.
...Путешествие в собственное прошлое внешне Сержу явно не удалось: он вернулся домой без мотоцикла и в… рубище. Они вновь обнялись с женой (пышнотелой Иоландой Моро), любовь к которой, конечно же, не заменили сомнительные приключения в поездке. А затем следует гротесковый фантастический финал: Серж якобы сдаёт вместе с юношами и девушками некий «последний экзамен по философии». И даже пишет реферат. Как же, представитель нации Жан-Жака Руссо, Вольтера и Монтескье, будь он простым мясником в отставке, обязательно должен вынести из путешествия какое-то сверхзнание! И непутёвый «ковбой» предстает перед нами уверенным и убеждённым философом. Звучит белый стих: я прожил свою жизнь, как мог и умел, и главными в ней были любовь и работа!..