Михаил ПЕЧУРИН: «Защитим интересы детей — обеспечим будущее страны»
Об этом и других актуальных аспектах исполнительного производства мы разговариваем с руководителем Управления Федеральной службы судебных приставов по Новосибирской области — главным судебным приставом Новосибирской области Михаилом ПЕЧУРИНЫМ.
— Михаил Николаевич, какие на сегодня самые острые проблемы для вашей службы?
— Очень высокая нагрузка на судебного пристава-исполнителя. Во время последней коллегии этот вопрос был еще раз поднят по результатам комплексной проверки нашего управления под председательством заместителя главного судебного пристава РФ Татьяны Игнатьевой. На одного нашего судебного пристава, по результатам прошлого года, приходится 3499 исполнительных производств. Понятно, что такой объем просто физически отработать невозможно. По нагрузке мы на втором месте в России. По реальному исполнению судебных решений — на третьем. Ситуация очень серьезная: мы делаем много, а надо делать в разы больше. В руководстве службы принято решение рассмотреть возможность увеличения штатной численности для Новосибирской области за счет вакансий в подразделениях службы в других субъектах РФ. Нагрузка такова, что далеко не каждый судебный пристав может ее выдержать. Текучка наших кадров в Новосибирске составляет более 26 процентов. А выучить специалиста — процесс достаточно долгий, минимум год-два.
Другая серьезная проблема, которая не менее актуальна и на постоянном контроле и у Президента РФ, и у директора нашей службы, и у каждого ответственного сотрудника — это исполнение алиментных обязательств. Руководством принято решение, чтобы количество дел по алиментным обязательствам у каждого пристава-исполнителя не превышало 500, что должно повысить качество работы по каждому взыскателю.
— Много поступает жалоб по алиментам?
— Да. И тому есть причины. Например, должник говорит: «Я не могу найти работу». Еще в марте 2008 года заключено соглашение между нашим управлением и департаментом труда и занятости населения Новосибирской области о сотрудничестве по содействию в трудоустройстве граждан, являющихся должниками по исполнительным производствам. Судебные приставы структурных подразделений Управления направляют должников, не имеющих работы и заработка в центр занятости населения, который организует предоставление гражданам информации о состоянии рынка труда, о наличии вакантных рабочих мест и т. д.
К сожалению, действия судебного пристава-исполнителя по направлению должников в центры занятости носят лишь рекомендательный характер, принудительное трудоустройство должников, уклоняющихся от уплаты алиментов, не предусмотрено действующим законодательством. Как известно, заставить гражданина нельзя, в соответствии со ст. 37 Конституции РФ принудительный труд запрещен.
Или — должник трудится, но скрывает реальный доход и предоставляет справки с заниженной суммой заработков, получая от работодателя основную сумму «черным налом». И здесь тоже на сегодняшний день нет правового механизма выявления реальных доходов должника, любой гражданин может иметь неограниченное количество доходов, установить которые судебному приставу-исполнителю практически бывает трудно, лишь очень опытный сотрудник может распутать этот клубок ухищрений и уловок обмана. Здесь важно и другое: взыскатель не должен отстраняться от процесса исполнения судебного решения, и не только по алиментам, он должен понимать, что это общая забота, и проявлять бдительность относительно имущественного положения ответчика, не надо стесняться дать приставу необходимую информацию. Например, предупредить вывод должником имущества из личной собственности. Если контакта с судебным приставом не получается, такие факты становятся предметом служебной проверки, и, как бы ни было трудно с кадрами, от нерадивых сотрудников мы избавляемся решительно.
И еще по алиментам: думаю, назрела крайняя необходимость создания дополнительных механизмов их взыскания. Например, установить реальный минимум размера взыскиваемых алиментов, создать государственный фонд выплаты денежных средств на содержание детей, родители которых уклоняются от уплаты алиментов, ужесточить санкции за злостное уклонение родителя от уплаты алиментов. Защитим интересы детей — обеспечим будущее страны.
— Михаил Николаевич, в какой мере используются современные технологии по взысканию долгов?
— Сегодня наше управление для определения вопроса, является ли должник учредителем какой-либо фирмы или предпринимателем, получает ли доходы и т. д., имеет доступ к 12 информационным базам. В том числе к базе Фонда обязательного медицинского страхования для оперативного определения места работы должника, к системе Единого государственного реестра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Идеальный вариант, к которому мы стремимся, — своевременная информация о каждой экономической операции должника.
После подписания соглашения уголовно-исполнительными инспекциями стало возможным запрашивать информацию о трудоустройстве гражданина, отбывающего уголовное наказание.
И вместе с этим мы активно работаем в направлении обеспечения информации для граждан о деятельности, наличии исполнительных документов, временных ограничениях на выезд за пределы РФ, а также поступлении и регистрации исполнительных документов.
Планируется регистрация исполнительных документов по индивидуальному штрихкоду. То есть при наличии штрихкода посредством считывателей полная информация по исполнительному документу (наименование должника, взыскателя, их реквизиты, реквизиты исполнительного документа и т. д.) будет в течение нескольких секунд поступать в базу данных службы, что значительно сократит бумажное делопроизводство и повысит качество работы. С гордостью могу констатировать, что по внедрению программных продуктов наша служба среди правоохранительных структур области явно лидирует. Стремимся к тому, чтобы максимально отвечать пожеланиям граждан, быть им понятнее, ближе, доступнее, чтобы порядка везде становилось больше.
— Как подбираются кадры в службу?
— Чтобы человеку определиться с решением — подходит он или нет для такой работы, рекомендую начать с посещения районного подразделения службы, выйти с приставом на участок, посетить должников, посмотреть, послушать, примерить. Если человек терпелив и толерантен, то все сложится. Каждый соискатель должности проходит тестирование, при необходимом количестве баллов направляется на экзамен. В состав аттестационной комиссии входят представители судейского и юридического сообщества, различных государственных структур. После экзамена кандидат зачисляется в резерв. При освобождении вакансии комиссия выбирает наиболее подходящую кандидатуру.
— Должность ваша очень «горячая», как часто испытываете от работы чувство удовлетворения?
— Не так часто, как хотелось бы. Радуюсь, когда удается реально помочь людям, когда у детей появляется перспектива, а люди пожилые избавляются от застарелых проблем. И очень огорчаюсь, когда закон и мы оказываемся бессильны помочь человеку. Таких случаев, к сожалению, тоже пока немало.
— О чем мечтаете?
— Чтобы все были здоровы и счастливы, и не только родные и близкие, но и друзья, коллеги. Мечтаю, чтобы мы все гордились своей страной.