Павел Иваровский: «Не терплю пустых обещаний»
«Ты — моя власть!»
— Павел Петрович, как можно сформулировать стратегические направления развития района?
— Если уместить всё в одной фразе — достойная жизнь людей. Эту мысль озвучил на недавнем совещании совета муниципальных образований губернатор Василий Юрченко. Территории должны становиться самодостаточными, меньше зависеть от субсидий и субвенций из областного и федеральных бюджетов. А это значит, что нужна развитая экономика, необходимо, чтобы налоги не уходили в тень. Это цели, а вот пути, способы и средства её достижения мы должны выбирать сами. Ведь известно, что большинство людей не разбираются, к какому именно уровню власти относятся полномочия по тому или другому вопросу. Они приходят к главе района, муниципального образования и говорят: «Я тебя избирал, ты — моя власть». И с человеком нужно разговаривать, объяснять и, конечно же, решать его проблему. Я изначально запрограммировал себя на то, что нужно выполнять данные обещания, — люди помнят всё, что сказали представители власти. И вправе требовать ответа за наши слова.
— Сказывается опыт работы в Верх-Ирмени?
— Безусловно, 30 лет работы вместе с Юрием Фёдоровичем Бугаковым — неоценимый жизненный опыт, лучшая школа. Сейчас это одно из лучших, а по многим параметрам — лучшее сельхозпредприятие России. Это основной плательщик (70%) собственных налогов нашего района, предприятие со средней зарплатой в 23 тысячи рублей, в то время как в среднем по району пока только 12,8 тысячи. Что долго говорить — всему району повезло, что у нас есть «Ирмень».
Но сегодня очень немногие знают, а те, кто в курсе, редко говорят вслух, что хозяйство переживало тяжелейшие времена, и казалось, что перспектив никаких. Юрий Фёдорович буквально уговаривал людей потерпеть, обещал, что всё будет хорошо. Так в итоге и вышло. Возможно, что это умение пообещать и выполнить и стало для меня примером.
— За три десятка лет смогли раскрыть секрет Бугакова?
— А он и есть, и в то же время нет его. Работоспособность, дисциплина, спаянная команда — всё это в наличии, без этих ингредиентов «хороший суп не сваришь». Но вот что удивительно… Юрий Фёдорович ведь очень открыт, он любому готов всё показать в хозяйстве, рассказать о методах работы. А пытаются люди у себя применять — многое не получается. Но стремиться к лучшему всё равно нужно — как в каждом отдельном трудовом коллективе, так и в масштабах района.
Три кита экономики
— Если говорить конкретно, по отраслям, сельское хозяйство — главная опора экономики района?
— Да, это главный «кит», если можно так выразиться. Причём у нас очень интересная ситуация в аграрном секторе. Сохранилось четыре крепких сельхозпредприятия — племзавод «Ирмень», СПК «Кирзинское», ООО «Филипповское» и СПК «Луковское». Семь хозяйств принадлежат самому крупному аграрному инвестору области, а третью ветвь составляют фермеры и личные подсобные хозяйства. Количество обрабатываемой земли поделено между всеми примерно в равных долях, и в целом между ними идёт нормальная, здоровая конкуренция, которая ещё никому не вредила.
— Одна из первых ассоциаций с Ордынским районом — красивейшие места, словно созданные для туризма. Причём эта «золотая жила», как мне кажется, пока разработана слабо?
— Согласен, но радует уже хотя бы то, что мы тоже видим эту проблему и стараемся её решать. Во-первых, треть территории района занимает Караканский бор, который много лет рассматривался лишь как место для лесозаготовок. Когда я узнал, а сколько же область получила за 2010 год от арендаторов-лесозаготовителей, то осталось лишь горько усмехнуться. Всего пять миллионов рублей… Может быть, там лучше создать уникальный природный парк, который будет полезнее и выгоднее для региона. При грамотном подходе всегда можно найти оптимальное решение: лес большой, места всем хватит — и заготовителям, и туристам.
Не стоит избегать и хорошего пиара. Сказал, к примеру, Аман Тулеев про йети, которые якобы обитают в Кемеровской области, Владимир Путин повторил, и всё — волна интереса. Понятно, что вернее всего туристы там никого не найдут, но они поедут в регион, будут тратить там свои деньги.
А у нас, например, ходит легенда, что село Чингис названо так в честь Чингисхана, который когда-то проходил в этих краях. И даже где-то там якобы закопана рука, потерянная им в сражении. Чем не приманка для туристов?
Кроме того, у нас огромная береговая зона Обского моря. Хотя в нашем случае это не только благо, но и проблема. Когда запускали Новосибирскую ГЭС, то специалисты говорили, что заболачивания прибрежной зоны стоит ждать лет через 400, не раньше. Но прошло чуть более полувека, и мы видим, что происходит. Море мелеет, заболачивается, разрушаются берега. Эту проблему, а она актуальна для всей области, нужно поднимать, говорить об этом. Ну и делать, естественно. Обское море — громадный экономический ресурс для экономики, и важно его не потерять со временем.
Ну а третий «кит» — развитие инфраструктуры, в широком смысле этого слова.
Будет газ — начнётся другая жизнь
— Новосибирск перенасыщен промышленным производством, — говорит Павел Иваровский, — об этом неоднократно говорилось и на уровне губернатора, расширяться нужно в районы, в глубинку.
На нашей земле можно построить большой мелькомбинат — этот вопрос сейчас находится в стадии обсуждения, тем более что рядом с нами ещё два, помимо Ордынского, крупнейших зерновых районов — Краснозёрский и Кочковский.
У нас нет железной дороги — это не самый страшный, но всё же минус. Однако есть и плюсы. Мы долго стучались во все двери, и наконец нас услышали. В ближайшие два года будут достроены и «одеты» в асфальт 27 километров трассы до Камня-на-Оби, что существенно увеличит транспортную и логистическую привлекательность этого направления. Грузы на Алтай и в Казахстан пойдут через Ордынский район. Будет дорога — она потянет за собой и придорожный сервис. У нас, стыдно признаться, даже гостиницы приличной нет в районе, мало мест на трассе, где водители могут остановиться, чтобы отдохнуть и покушать. Будем всё это развивать, будут и новые рабочие места, налоговые поступления, иной уровень жизни.
— Я слышал, вы мечтаете привести в район газ. 100 километров от райцентра до магистрального газопровода — не слишком большое расстояние?
— На самом деле газовики мыслят немного другими критериями. Им важнее, чтобы район потреблял заявленный объём. Из-за этого сейчас образовался своеобразный замкнутый круг: газовики просят подтверждения объемов, тогда и будут тянуть трубу. А инвесторы говорят: сначала труба, потом предприятия. Но на самом деле это вопрос решаемый и этот круг мы разорвём. Не буду забегать вперёд, но, действительно, возможность газификации Ордынского района существует, и для нас это будет прорывное событие, которое изменит и экономику, и быт людей. Если по большому счёту, то для меня как руководителя — это самый важный стратегический вопрос. Самый крупный из всех «китов».
ЦИФРА
86,8 тысячи гектаров составляет площадь посева пшеницы. По этому показателю Ордынский район занимает второе место в области.