USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Откровенный разговор про ЖКХ

Cветлана ГАВРИЛОВА

Кошелек предприятия и кошелек гражданина — не одно и то же
Создать в области энергетический совет, куда вошли бы все представители заинтересованных сторон, предложил Сергей Жигулёв, председатель комиссии по вопросам местного самоуправления и реформе ЖКХ Общественной палаты Новосибирской области:

— Перед нами всеми стоит задача, обозначенная Президентом России Дмитрием Медведевым, — снизить энергопотребление в стране на 40 процентов к 2020 году. К этому обязывает и Федеральный закон об энергосбережении. За его невыполнение предусмотрены штрафные санкции.

Но если для предприятий, особенно бюджетной сферы, подобные рычаги влияния могут быть оправданны, то введение подобных санкций для населения может вызвать социальную напряженность в обществе. Наблюдается дисбаланс интересов: продавцы ресурсов всегда жалуются, что вырученных средств недостаточно, а потребители услуг, то есть мы с вами, — что нормативы потребления завышены. Поэтому необходимо разработать обязательные правила аккредитаций для организаций, производящих энергоресурсы, учета их транспортировки.

Ценообразование тарифов на жилищно-коммунальные услуги должно быть понятным и прозрачным для потребителя.

Есть необходимость ввести социальный тариф, такую возможность предусматривает статья 27 закона об энергосбережении.

Но самое главное — давно пора создать в области независимый энергетический совет, который мог бы разрабатывать и предлагать нестандартные решения в рамках жилищно-коммунальной реформы.

Надежда Вавилина, член Общественной палаты Новосибирской области, предложила назвать совет экспертным и создать при муниципальных органах управления аналогичные общественные советы из всех заинтересованных сторон, включая представителей энергетической отрасли, «чтобы понимать лучше друг друга».

Борьба c энергетической неграмотностью
Можете ли вы сразу ответить на вопрос, сколько мы платим за воду, свет или газ? Как формируются тарифы? Если семья с низкими доходами, может ли она рассчитывать на помощь государства? Немногие из нас могут сразу ответить на эти вопросы. Не случайно Игорь Галл-Савальский, председатель комиссии по проблемам социального развития региона Общественной палаты Новосибирской области предложил меры по борьбе с энергетической безграмотностью:

— Один из способов справиться с проблемой — активное включение всех институтов гражданского общества в ликвидацию энергетической безграмотности. Формы доставки информации могут быть разные: встречи в трудовых коллективах, сходы граждан, инициированные членами общественной палаты, работа общественных организаций, формирование активистов в районах и селах Новосибирской области по этой проблеме.

О том, как в Новосибирской области действует областная программа энергосбережения, рассказал Алексей Шибанов, исполнительный директор Межотраслевого фонда энергосбережения и развития топливно-энергетического комплекса Новосибирской области. Программа уже реализуется: недавно прошли первые торги на проведение энергетических обследований на 104 объектах бюджетной сферы.

В самом областном центре тоже утверждена городская программа энергосбережения на 2011—2015 годы. Ее бюджет — более 16 миллиардов рублей.

Одной из тем слушаний стало состояние трубопроводов. Например, только в Новосибирске трубопроводы, к которым подключены 1533 многоквартирных дома, находятся либо в неудовлетворительном, либо в технически неисправном состоянии. Андрей Ксензов пообещал, что городские власти решат проблему в течение ближайших четырех лет. Мэрия Новосибирска совместно с теплоснабжающими организациями также завершают разработку проекта ведомственной целевой программы с бюджетом в 1,3 миллиарда рублей.

Другой отнюдь не местечковой проблемой ЖКХ являются дома, через которые проходят транзитные теплотрассы. В Новосибирске таких насчитывается 670. Для установки общедомовых приборов учета многоквартирных домов с транзитными трубопроводами возможны два варианта решения проблемы. Первый — проведение реконструкции существующей системы трубопроводов отопления и горячего и холодного водоснабжения по принципу «один дом — один узел учета». Второй вариант — установка многоканальных водосчетчиков без реконструкции существующих схем трубопроводов.

До принятия решения необходимо провести техническое обследование дома, посчитать затраты, а потом собственникам определиться с выбором.

Ключ к конкурентной экономике
— Реализация системной политики энергоэффективности требует консолидации усилий власти, общественности и бизнеса в сфере энергообеспечения, — отметил на слушаниях губернатор Новосибирской области Василий Юрченко. По словам главы региона, вопрос энергоэффективности тесно связан с темой эффективности тарифной политики и соотносится с серьёзными социальными ожиданиями населения в части сдерживания роста тарифов.

— Разумеется, необходимо разрабатывать механизмы поддержки категорий граждан, которые в ней нуждаются, — сказал губернатор.

Ещё один серьёзный аспект — энергоэффективность экономики как фактор повышения её конкурентоспособности. Над решением этих вопросов областному правительству и предстоит работать совместно с экспертами из сферы бизнеса и общественного сектора.

Итог слушаний подвел Сергей Жигулёв. Кроме создания экспертного энергетического совета, в резолюции отражены такие пункты, как государственная поддержка в вопросах энергосбережения; обращение в российское правительство с просьбой о неприменении повышающих коэффициентов при оплате коммунальных услуг к гражданам, не установившим индивидуальные приборы учета в установленный законом срок; рассмотрение вопроса по реализации пилотного проекта энергетического обследования жилых домов с оформлением энергетического паспорта; предусмотреть возможность установления в области социальной нормы потребления для населения и снижения оплаты для граждан, рачительно использующих ресурс; создание в области центров по обучению энергоэффективности, выпуск для граждан специальных брошюр с простыми и понятными советами по энергосбережению.