Осторожно: сервисный центр
Бывает, сервисные центры при проверке качества технически сложных товаров бытового назначения выдают акты, в которых указывают, что причиной возникновения недостатка товара являются нарушения потребителем правил эксплуатации товара, следы неквалифицированного ремонта, наличие влаги и т.п. Результат такого заключения приводит к снятию товаров с гарантии. Ситуация грозит скандалом, поскольку потребители обычно не согласны с данными заключениями сервисных центров, так как не совершали никаких подобных действий с товаром.
Внимание: доказать факт того, что повреждения товара возникли именно после проведения проверки качества товара, очень сложно. Лучше всего при передаче технически сложного товара продавцу обращать внимание на описание внешнего вида в акте приема-передачи товара.
Зачастую продавцы товаров отказывают потребителям в удовлетворении их требований, ссылаясь на акты проверки качества товаров сервисных центров. Продавцы нередко считают достаточным выданные сервисными центрами заключения и не проводят экспертизу товара. А многие торговые предприятия дают разъяснения покупателям, что в случае несогласия с актом проведения проверки качества товара потребитель должен самостоятельно провести экспертизу товара. Данное заявление противоречит закону.
В любом случае в целях недопущения со стороны сервисных центров выдачи актов проверки качества товара с заключениями о наличии следов неквалифицированного ремонта, влаги, механического воздействия потребитель имеет право участвовать в проведении проверки качества товара.
В отношении этих товаров потребитель в случае обнаружения в них недостатков имеет право предъявить вышеуказанные требования в течение 15 дней со дня передачи потребителю такого товара.
По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев:
— обнаружение существенного недостатка товара;
— нарушение установленных настоящим законом сроков устранения недостатков товара;
— невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.
ДЛЯ СПРАВКИ
По Закону РФ «О защите прав потребителей» в случае обнаружения недостатков в технически сложном товаре потребитель (в случае, если они не были оговорены продавцом) вправе:
— отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы;
— предъявить требование о замене на товар этой же марки (модели, артикула);
— предъявить требование о замене на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены.
В перечень технически сложных товаров, утвержденный постановлением правительства от 13 мая 1997 года, входят:
1. Автотранспортные средства и номерные агрегаты к ним.
2. Мотоциклы, мотороллеры.
3. Снегоходы.
4. Катера, яхты, лодочные моторы.
5. Холодильники и морозильники.
6. Стиральные машины автоматические.
7. Персональные компьютеры с периферийными устройствами.
8. Тракторы сельскохозяйственные, мотоблоки, мотокультиваторы.