Газ приходит на помощь
Вот эта теплая, бесцветная, слегка «ароматизированная» струйка — собственно весь выхлоп от автомобильного транспорта, работающего на газомоторном топливе (ГМТ). В данном случае имеется в виду серийный автобус НЕФАЗ с газовым двигателем, который был продемонстрирован в действии на территории ITE «Сибирская ярмарка» в рамках традиционной выставки «Автосиб». Да, природный газ — метан — является наиболее чистым топливом. Эксперты давно установили: продуктов сгорания от него попадает в атмосферу меньше почти в 40 раз, чем от того же бензина. А такой канцероген, как сажа, образующийся при сгорании дизельного топлива, отсутствует вовсе.
При этом экономический эффект в результате широкого применения ГМТ, наоборот, возрастает. Поскольку метан еще и показательно дешев. Обо всем этом шла речь на «Автосибе» за тематическим «круглым столом»: «Использование природного газа в качестве автомобильного топлива». Организовало встречу ООО «Газпром трансгаз Томск». Участие в совещании принял Валерий Новосёлов, начальник управления пассажирских перевозок мэрии Новосибирска.
Дёшево, удобно, быстро
Александр Савин, исполняющий обязанности директора филиала ООО «Газпром трансгаз Томск» — «Томскавтогаз», подчеркнул: несмотря на свободный рынок в России, метан является единственным моторным топливом, уровень цен на которое ограничен законодательно. Стабильность гарантирована постановлением Правительства РФ, действующим с 1993 года: предельная отпускная цена на компримированный природный газ в России не должна превышать 50-ти процентов от цены бензина А-80 (с учетом налога на добавленную стоимость). Так, кубометр метана в Новосибирске стоит сегодня 8 рублей 20 копеек. Причем такой «кубик» по своему расходу эквивалентен одному литру бензина.
Практика подтверждает…
Опыт отдельных предприятий в ряде регионов подтверждает: использование «газомоторки» и, следовательно, экономия на горюче-смазочных материалах благоприятно сказываются на бюджете. Особенно если массово внедрять работающую на ГМТ технику там, где среднесуточный пробег ее довольно велик (а стало быть, требует соответствующего количества «пищи»). Касается это прежде всего коммунального дорожного хозяйства, сельхозпроизводителей и пассажирских перевозчиков.
Например, в марте прошлого года МУП «Государственное трамвайно-троллейбусное управление № 2» города Краснодара получило 30 газовых автобусов НЕФАЗ. По данным эксплуатирующей организации, новинки, использующие в качестве моторного топлива метан, зарекомендовали себя надежными, неприхотливыми, действительно позитивными в экологическом и экономическом аспектах.
Главный инженер названного предприятия Сергей Коломийцев адресовал участникам «круглого стола» конкретные цифры. Так, на каждые 100 километров пробега автобуса НЕФАЗ при работе на городских маршрутах с полной загрузкой расходуется в среднем 62,9 кубометра метана. С марта по декабрь 2010 года общий пробег для всех единиц этой техники составил (по Краснодару и пригородной зоне) 1 566 391 километр. Использовано при этом 985 852 кубометра газа. А при его цене 7,5 рубля за «кубик» расходы на топливо составили 7 393 890 рублей. Как подчеркивают эксперты, эксплуатация автобусов в дизельном исполнении при таких же условиях «съела» бы в данном случае 22 181 670 рублей. Семь миллионов или двадцать с лихвой — есть разница?
Более давний пример — УМП «Спецавтохозяйство г. Томска». Хронический дефицит средств, выделяемых бюджетом, заставил однажды руководство данного предприятия пойти на эксперимент. Сначала перевели на метан половину парка. А впоследствии — весь парк автомобилей с бензиновыми двигателями. Эксперимент, причем успешный, длится уже шесть лет. За счет разницы в цене эксплуатационные расходы заметно снизились — экономия составляет порядка семи миллионов рублей в год.
В прошлом году компания приобрела первый в Сибири серийный мусоровоз КамАЗ с газовым двигателем, намереваясь планомерно начать замену в своем автопарке теперь и дизельных автомобилей газовыми.
Синхронизация: начать с намерений
Однако на пути к реализации таких проектов стоят пока еще определенные барьеры. Главным из них остается неразвитость сети АГНКС — автомобильных газонаполнительных компрессорных станций. В Новосибирске, например, их всего две (причем обе расположены на левом берегу Оби). Замкнутый круг выходит: с одной стороны, немногие спешат перевести автомобили на газ именно из-за отсутствия должного числа заправок. С другой — зачем ставить «лишние» станции, если явного спроса на них все равно нет? Вот тут уместно говорить о синхронизации. О таком двустороннем движении, при котором и станции строятся, и потребители стимулируют спрос, активно переводя на метан «обычную» технику или приобретая серийные газовые машины вместо тех же дизельных аналогов. Кстати, переоборудование автомобиля для работы на газе хоть и требует определенных затрат, но окупаются они, по словам предпринимателей, довольно быстро: 4 — 6 месяцев в случае со спецтехникой, 9 — 11 месяцев — с автобусами.
Но прежде всего, разумеется, следует синхронизировать намерения, мысли. Чтобы регионы, государство и Газпром, предоставляющий муниципалитетам скидки на свой продукт, действовали сообща. На территории Сибири до практической реализации такую схему довели пока лишь в Иркутской области. Там разработана программа энергосбережения, одним из пунктов которой является газификация автотранспорта. В городе Братске, например, сегодня уже синхронизирован процесс строительства АГНКС и приобретения (за счет региона) газовых автобусов и коммунально-дорожной спецтехники.
Кстати, сам процесс строительства автомобильных газонаполнительных компрессорных станций по современным технологиям занимает всего три-четыре месяца. Более значительного времени требуют процесс выделения земельных участков и проектные работы. Так что стоит региону лишь принять решение… «При этом «Газпром трансгаз Томск» может помочь потребителям заметно компенсировать расходы на приобретение газовой техники в силу утвержденной в 2010 году маркетинговой политики в области производства и реализации газомоторного топлива, — говорит Александр Савин. — Данный документ устанавливает механизм ценообразования, предоставляет потребителям систему скидок на метан».
Начать синхронизацию в скором времени планируется и в Новосибирске. К двум имеющимся АГНКС в конечном итоге достроить еще шесть — ныне уточняется схема их местоположения и проводится работа по документальному подтверждению заинтересованности потребителей в местах размещения станций. Пока же знакомый нам автобус НЕФАЗ, а также коммунально-дорожная машина и мусоровоз, работающие на метане, пребывают у нас в «служебной командировке». Газовый НЕФАЗ проходит сейчас практическое испытание в Новосибирске с целью подтверждения заявленных технико-экономических характеристик.
Коммунально-дорожная машина с газовым двигателем ЭД 405 Г осталась после презентации на «Автосибе» в Новосибирске. Местная компания-поставщик автотехники для нужд муниципалитета и коммерческих предприятий города, принявшая такое решение, уверена, что этот автомобиль, представляющий собой новое предложение на рынке с рядом существенных конкурентных преимуществ, быстро найдет своего покупателя даже при имеющихся сегодня в Новосибирске двух АГНКС.
Первый вице-мэр Новосибирска Андрей Ксензов и начальник управления пассажирских перевозок мэрии Валерий Новосёлов провели рабочие встречи с представителями ООО «Газпром трансгаз Томск», ОАО «НЕФАЗ» и ООО «РариТЭК», наметив дальнейшие пути развития газификации автотранспорта.
Обсуждались вопросы поэтапного приобретения серийной газовой автотехники, начиная с предприятий, которые смогут осуществлять заправку на существующих АГНКС Новосибирска.
ФАКТ
Сегодня, 2 июня, в 12.30 Управление пассажирских перевозок мэрии Новосибирска совместно с филиалом ООО «Газпром трансгаз Томск» — «Томскавтогаз» проведёт возле мэрии Новосибирска официальную презентацию автобуса НЕФАЗ, работающего на компримированном природном газе.
СПРАВКА
Вопреки мнению скептика, метан безопасен. При разгерметизации он просто улетучивается. А если пожар, то баллон с метаном не взрывается: газ выгорает, стравливаясь через специальные клапаны. Чтобы доказать безопасность автомобилей, работающих на сжатом природном газе, немецкие испытатели даже поджигали такой автомобиль. Он сгорел, но взрыва не последовало. Современные автомобильные газовые баллоны имеют многократный запас прочности, в них (опять же с экспериментальной целью) даже из пистолета стреляли — и ничего.