USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Разрешение или право на труд?

Павел КРАСИН
Лицензирование образовательной деятельности сохраняется.
Лицензирование образовательной деятельности сохраняется.

Начало великих перемен?
Федеральный закон № 99 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» был опубликован 6 мая 2011 года. Его главной особенностью стала отмена лицензий на некоторые виды бизнеса: обеспечение авиационной безопасности, изготовление и ремонт средств измерения, коллекционирование оружия и так далее. Несмотря на то, что закон вступит в силу только в ноябре 2011 года, уже сейчас вокруг его основных положений развернулись жаркие дискуссии.

Противники закона справедливо полагают, что отмена лицензий развяжет руки мошенникам, которые будут создавать компании-однодневки и просто обманывать людей. Сторонники заявляют, что закон освободит российский бизнес от бюрократии и наконец-то позволит предпринимателям спокойно работать. Особенно много споров вокруг отмены лицензий на заказные пассажирские перевозки — не приведет ли это к понижению безопасности на дорогах? Разные мнения вызывает не только сам закон, но и то, чем в нашей стране должна стать лицензия — инструментом контроля или же фильтром для входа на рынок. Первые результаты действия закона мы увидим только в 2012 году, а пока чиновники и бизнесмены пытаются спрогнозировать развитие ситуации.

Лицензия качество не контролирует
Борис БРУСИЛОВСКИЙ, председатель совета Новосибирского областного отделения общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России»:

— Сама по себе лицензия не может контролировать качество услуг. Ее главная задача — ограничивать вход на рынок. Именно поэтому старожилы всех российских рынков поддерживают сохранение лицензии — им ни к чему дополнительная конкуренция. Но России сейчас просто необходимо расширить свои рынки и наконец-то создать здоровые конкурентные условия. Соответственно, отмена лицензирования — это шаг в правильном направлении. В начале 2000-х годов вокруг выдачи лицензий было выстроено немало коррупционных схем. Для проведения экспертиз деятельности лицензирующие органы навязывали договоры с коммерческими фирмами и так далее. Так что новый закон может понизить уровень коррупции в нашей стране.

Когда мы говорим об отмене лицензий, нужно искать ответ на главный вопрос: а возможен ли вообще объективный контроль над участниками рынков? Безудержная конкуренция может вызвать снижение доходов бизнесменов и как следствие — снижение качества услуг. Поэтому, помимо лицензирования, нужно развивать и другие методы контроля, например, независимые экспертизы деятельности или саморегулирующие организации. Если специалисты будут контролировать специалистов, мы получим и фильтр для тех, кто хочет войти на рынок, и контроль того, как игроки рынка выполняют свои обязанности.

Процесс отмены лицензий, который сейчас только начинается, надо оценивать взвешенно, но, скорее, положительно. Результаты нужно будет смотреть по конкретным отраслям и конкретным условиям, и какой окажется цельная картина, пока сказать трудно.

Процесс отмены идёт давное
Сергей КАРПЕКИН, член совета Межрегиональной ассоциации руководителей предприятий:

— Процесс отмены лицензий идет достаточно давно. Еще в старый закон вносилось много правок об изменениях правил лицензирования, перевода предпринимателей на саморегулирование или другие формы контроля. В новом законе эти поправки получили логическое развитие. Сейчас, например, отменяют лицензию на перевозку опасных грузов морским транспортом. Но теперь за тем, чтобы перевозчики все делали по правилам, будут следить страховые компании. И прежде всего в их интересах следить за этим как можно более тщательно.

В новом законе есть очень важный плюс: цели, задачи и принципы лицензирования прописаны очень хорошо и доступно для граждан. Что касается видов лицензируемой деятельности, то на первый взгляд их число сократилось почти в два раза. В прошлой редакции закона их было 82, в новой — 49, но это практически те же виды деятельности, по-новому распределенные по категориям. В целом почти весь бизнес, который может нанести ущерб здоровью, безопасности или благосостоянию граждан, по-прежнему лицензируется.

Недостатки нового закона — это механизмы контроля над предпринимателями. Прописанные в законе плановые и особенно внеплановые проверки дают возможность давления на бизнес со стороны власти. На мой взгляд, в тех сферах бизнеса, где лицензирование не требуется, должны создаваться мощные организации саморегулирования. Уже сейчас есть прецеденты того, что эта система успешно работает.

Тем не менее как практикующий юрист я могу дать новому закону положительную оценку. Он лучше структурирован и более логичен, чем старый закон. Для бизнесменов он хорош уже тем, что гораздо лучше описывает и регламентирует все процедуры. Это очень важно, поскольку лицензирование — самый жесткий инструмент государства для контроля и регулирования экономики. Лицензия и дает разрешение на то, чтобы вести деятельность, и подразумевает выполнение всех правил, за неисполнение которых предприниматель может понести даже уголовную ответственность.

Дополнительная мера безопасности
Виктор ЖИГЛОВ, начальник отдела организационно-аналитической работы Сибирского управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта:


— Лицензирование в отрасли перевозок — это не дань бюрократии, а дополнительная мера по обеспечению безопасности пассажиров. Конечно, стопроцентной гарантии лицензия не дает, но, по крайней мере, позволяет контролировать деятельность перевозчиков, например, в том, что касается технического обслуживания машин.

Пока что были отменены только лицензии на заказные перевозки пассажиров. Отмена лицензий на все пассажирские перевозки была бы неправильной. По статистике аварий безопасность на лицензированном транспорте гораздо выше, чем у стихийных перевозчиков. Соответственно, число пострадавших в авариях с лицензированным транспортом гораздо ниже.

В Новосибирской области сейчас действует 800 предприятий, осуществляющих пассажирские перевозки. Суммарный автопарк этих компаний — 4 800 автобусов, и среди них очень много представителей малого бизнеса. В нашей стране человек, имея микроавтобус, может встать на маршрут и начать возить людей. Именно для того, чтобы не допустить на наши дороги таких перевозчиков, и существует механизм лицензирования. Даже индивидуальный предприниматель с одной машиной должен понимать: к нему будут предъявляться столь же строгие требования, как и к крупной транспортной компании. И он должен быть готов их выполнить.