Если строится жизнь по спортивным законам
Не секрет, что в физкультурно-спортивной отрасли трудятся люди, подчас не имея специального образования. Занимался ты, скажем, сам долгое время — бегал, плавал или боролся, в итоге «плавно перетек» на тренерскую работу, успев получить при этом диплом инженера, учителя математики или какого-нибудь новомодного менеджера. Отдадим должное справедливости: эти самородки порой действительно становятся классными профи, дорастают даже до заслуженных. Но!
Шире кругозор — ошибок меньше
«Самообразование — великая вещь, однако необходимой базы во всей полноте оно не дает», — убежден Олег Ендропов, заведующий кафедрой физкультуры и спорта НИПКиПРО. Казалось бы, о какой полноте речь, если за годы практик-энтузиаст поднаторел в своем деле пуще иного дипломированного специалиста? «Кругозор наших слушателей, безусловно, становится шире, — говорит Олег Васильевич. — Профессиональные знания, качество работы, отдача — всё возрастает независимо от того, с каким послужным списком люди к нам приходят. А главное — полученные знания предостерегают их от многих ошибок, которые нередко допускают тренеры и педагоги на всех уровнях спортивной подготовки начиная со школьного урока физкультуры».
Пример? Классика жанра: детям предлагают выполнить определенный норматив по бегу. Но развить в желаемой степени «крейсерскую скорость» под силу не каждому, что может быть связано с генетическими особенностями человека. Итог: маленький человек изнуряет себя (причем бесплодно). Кроме того, хватает двойку по физкультуре, усугубляет в себе комплекс неполноценности… «А ведь гарантия здоровья заключается вовсе не в том, чтобы заставить ребенка «разорваться» на беговой дорожке, накачать мышцы донельзя или гибкость развить какую-то немыслимую, — продолжает мой собеседник, — надо постепенно повышать объемы самых разных нагрузок, индивидуально подходить к каждому и развивать у детей главным образом выносливость. Именно выносливость — залог здоровья. А как установить объемы нагрузок? Какие тесты предложить? Часто преподаватели этого не знают».
Своих примеров полно как в физкультурно-массовой работе, так и в большом спорте. Между тем обучение в НИПКиПРО на соответствующей кафедре, по отзывам слушателей, сильно раздвигает горизонты. Уже сам набор изучаемых дисциплин за себя говорит: анатомия, физиология, психология, педагогика физической культуры, биомеханика, концепция современного естествознания, профессиональная ориентация и спортивный отбор, социология, спортивная медицина и так далее — всего 21 предмет.
Учебный план строится исходя из государственного образовательного стандарта — по сути, это программа профильного вуза. Только сконцентрированная на спецпредметах с учетом, что люди все же получают здесь второе высшее. Хотя в последнее время много появилось желающих поступить сюда с дипломом о среднеспециальном образовании — это, например, выпускники колледжей (педагогического, музыкального и других). «По идее им можно было бы пойти в колледж олимпийского резерва. Но хотят к нам. Так что мы сегодня думаем над этой темой», — заключает Олег Ендропов.
Действовать сообща
Особый интерес представляют дипломные работы выпускников кафедры физической культуры и спорта НИПКиПРО. Обобщенный в них опыт, как правило, принадлежит не просто профессионалам высокого класса, но и людям, глубоко умудренным житейски. Многие проекты весьма интересным образом соотносят законы жизни спортивной и жизни вообще, позволяют с помощью этой взаимосвязи сориентироваться в той или иной ситуации. Ее понять. И, быть может, разрешить.
«Социометрический статус девочек-подростков и их отношения в команде синхронного плавания» — так называется диплом Натальи Сидориной, старшего тренера новосибирской специализированной детско-юношеской спортивной школы олимпийского резерва по водным видам спорта. В означенной дисциплине спортсменки изначально осваивают обязательные элементы, работают индивидуально, ни с кем, собственно, не «синхронизируясь». Потом постепенно переходят к номерам-соло, к дуэтам и комбинированным программам. Но добиться успехов синхронисткам в одиночном и парном разрядах гораздо сложнее, посему большинство открывает для себя широкий спектр возможностей именно в группе. Однако…
«Нередко детям бывает тяжело чисто психологически войти в такую группу и в ней работать. — говорит Наталья Сергеевна. — Не могут они выстроить внутри команды отношения, найти общий язык между собой, действительно синхронизировать какие-то действия, идеи, мысли. В результате многие бросают спорт, любой, не только синхронное плавание. Хотя вроде бы есть все природные данные, есть возможность для занятий. А вот коммуникативная функция страдает. И если эту проблему не решать, у ребенка пойдет отторжение не только спорта, но и всего, что связано с работой в коллективе, с пребыванием в обществе».
Автор детально изложила методику, которую можно применять как в спортивной сфере (для слаживания команд), так и в обычной жизни (для решения проблем социальной адаптации подростков). «Но одной из главных задач моей работы была следующая: дать рекомендации тренерам-преподавателям, в том числе бригаде нашей СДЮШОР, — подчеркивает Наталья Сидорина. — А прежде всего самой себе».
Этот мир — не тёмный лес
Евгений Мартемьянычев, учитель географии (согласно первому диплому), более 30 лет посвятил педагогике. Начинал когда-то пионервожатым. Затем работал в детском саду инструктором по физкультуре, в коррекционной школе для умственно отсталых детей, в центре внешкольной работы «Алые паруса» — много где, словом… Сам педагог всю жизнь увлекался спортивным ориентированием. И, работая где бы то ни было, совмещал основную должность с тренерской. «Целенаправленно занимался проблемами адаптации ребенка к лесу, — уточняет Евгений Владимирович. — Разрабатывал свою систему, внедрял ее в образовательные программы, школьные и детсадовские. Написал две авторские работы. А диплом о втором высшем образовании стал итогом всей моей деятельности в данном направлении».
В НИПКиПРО Евгений Мартемьянычев поступил в возрасте 52 лет. Тема его нового диплома звучит так: «Универсальные системы развития функции ориентирования человека в социоприродной среде средствами спортивного ориентирования». Перевести с глубоко научного на простой человечий можно: «Как спортивное ориентирование помогает ориентироваться вообще в жизни? Вот основной вопрос, который я разрабатывал», — поясняет автор, который намерен теперь продолжить исследование. И заняться проблемами жизненного ориентирования разных категорий граждан, в том числе представителей старшего поколения и людей с ограниченными возможностями.
ДОСЛОВНО. Александр ВЕСЕЛОВ, заместитель руководителя департамента физической культуры и спорта Новосибирской области:
— Сегодня согласно Закону о физической культуре и спорте Российской Федерации тренер должен иметь соответствующее образование — не ниже среднего специального. При нашем департаменте работает аттестационная комиссия по присвоению тренерских категорий. И если у человека этого образования нет, то в категории ему будет отказано. Таких людей мы отправляем учиться. Если же тренер, не имея соответствующего диплома, добивается каких-то особых успехов, подготавливает, скажем, чемпиона мира, то мы присваиваем ему категорию в порядке исключения сроком на один год. Но за это время он должен все-таки решиться. И — поступить! А учебное заведение можно выбрать на свое усмотрение.
ФАКТ
В нашей области высшее профессиональное образование работника физической культуры и спорта можно получить в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и Новосибирском государственном педагогическом университете (факультет физической культуры и спорта). Среднее профессиональное образование — в Новосибирском колледже олимпийского резерва.
ЦИФРА
Диплом о втором высшем образовании на кафедре физической культуры и спорта НИПКиПРО получили на данный момент 99 специалистов. Очередная, четвертая по счету, группа слушателей в количестве 32 человек 16 мая выходит на свою вторую (из шести) экзаменационную сессию.