USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Если строится жизнь по спортивным законам

Наталья МАНТОРОВА
Наталья Сидорина со своими воспитанницами. Фото из архива Натальи СИДОРИНОЙ
Наталья Сидорина со своими воспитанницами. Фото из архива Натальи СИДОРИНОЙ

Не секрет, что в физкультурно-спортивной отрасли трудятся люди, подчас не имея специального образования. Занимался ты, скажем, сам долгое время — бегал, плавал или боролся, в итоге «плавно перетек» на тренерскую работу, успев получить при этом диплом инженера, учителя математики или какого-нибудь новомодного менеджера. Отдадим должное справедливости: эти самородки порой действительно становятся классными профи, дорастают даже до заслуженных. Но!

Шире кругозор — ошибок меньше
«Самообразование — великая вещь, однако необходимой базы во всей полноте оно не дает», — убежден Олег Ендропов, заведующий кафедрой физкультуры и спорта НИПКиПРО. Казалось бы, о какой полноте речь, если за годы практик-энтузиаст поднаторел в своем деле пуще иного дипломированного специалиста? «Кругозор наших слушателей, безусловно, становится шире, — говорит Олег Васильевич. — Профессиональные знания, качество работы, отдача — всё возрастает независимо от того, с каким послужным списком люди к нам приходят. А главное — полученные знания предостерегают их от многих ошибок, которые нередко допускают тренеры и педагоги на всех уровнях спортивной подготовки начиная со школьного урока физкультуры».

Пример? Классика жанра: детям предлагают выполнить определенный норматив по бегу. Но развить в желаемой степени «крейсерскую скорость» под силу не каждому, что может быть связано с генетическими особенностями человека. Итог: маленький человек изнуряет себя (причем бесплодно). Кроме того, хватает двойку по физкультуре, усугубляет в себе комплекс неполноценности… «А ведь гарантия здоровья заключается вовсе не в том, чтобы заставить ребенка «разорваться» на беговой дорожке, накачать мышцы донельзя или гибкость развить какую-то немыслимую, — продолжает мой собеседник, — надо постепенно повышать объемы самых разных нагрузок, индивидуально подходить к каждому и развивать у детей главным образом выносливость. Именно выносливость — залог здоровья. А как установить объемы нагрузок? Какие тесты предложить? Часто преподаватели этого не знают».

Своих примеров полно как в физкультурно-массовой работе, так и в большом спорте. Между тем обучение в НИПКиПРО на соответствующей кафедре, по отзывам слушателей, сильно раздвигает горизонты. Уже сам набор изучаемых дисциплин за себя говорит: анатомия, физиология, психология, педагогика физической культуры, биомеханика, концепция современного естествознания, профессиональная ориентация и спортивный отбор, социология, спортивная медицина и так далее — всего 21 предмет.
Учебный план строится исходя из государственного образовательного стандарта — по сути, это программа профильного вуза. Только сконцентрированная на спецпредметах с учетом, что люди все же получают здесь второе высшее. Хотя в последнее время много появилось желающих поступить сюда с дипломом о среднеспециальном образовании — это, например, выпускники колледжей (педагогического, музыкального и других). «По идее им можно было бы пойти в колледж олимпийского резерва. Но хотят к нам. Так что мы сегодня думаем над этой темой», — заключает Олег Ендропов.

Действовать сообща
Особый интерес представляют дипломные работы выпускников кафедры физической культуры и спорта НИПКиПРО. Обобщенный в них опыт, как правило, принадлежит не просто профессионалам высокого класса, но и людям, глубоко умудренным житейски. Многие проекты весьма интересным образом соотносят законы жизни спортивной и жизни вообще, позволяют с помощью этой взаимосвязи сориентироваться в той или иной ситуации. Ее понять. И, быть может, разрешить.

«Социометрический статус девочек-подростков и их отношения в команде синхронного плавания» — так называется диплом Натальи Сидориной, старшего тренера новосибирской специализированной детско-юношеской спортивной школы олимпийского резерва по водным видам спорта. В означенной дисциплине спортсменки изначально осваивают обязательные элементы, работают индивидуально, ни с кем, собственно, не «синхронизируясь». Потом постепенно переходят к номерам-соло, к дуэтам и комбинированным программам. Но добиться успехов синхронисткам в одиночном и парном разрядах гораздо сложнее, посему большинство открывает для себя широкий спектр возможностей именно в группе. Однако…

«Нередко детям бывает тяжело чисто психологически войти в такую группу и в ней работать. — говорит Наталья Сергеевна. — Не могут они выстроить внутри команды отношения, найти общий язык между собой, действительно синхронизировать какие-то действия, идеи, мысли. В результате многие бросают спорт, любой, не только синхронное плавание. Хотя вроде бы есть все природные данные, есть возможность для занятий. А вот коммуникативная функция страдает. И если эту проблему не решать, у ребенка пойдет отторжение не только спорта, но и всего, что связано с работой в коллективе, с пребыванием в обществе».

Автор детально изложила методику, которую можно применять как в спортивной сфере (для слаживания команд), так и в обычной жизни (для решения проблем социальной адаптации подростков). «Но одной из главных задач моей работы была следующая: дать рекомендации тренерам-преподавателям, в том числе бригаде нашей СДЮШОР, — подчеркивает Наталья Сидорина. — А прежде всего самой себе».

Этот мир — не тёмный лес
Евгений Мартемьянычев, учитель географии (согласно первому диплому), более 30 лет посвятил педагогике. Начинал когда-то пионервожатым. Затем работал в детском саду инструктором по физкультуре, в коррекционной школе для умственно отсталых детей, в центре внешкольной работы «Алые паруса» — много где, словом… Сам педагог всю жизнь увлекался спортивным ориентированием. И, работая где бы то ни было, совмещал основную должность с тренерской. «Целенаправленно занимался проблемами адаптации ребенка к лесу, — уточняет Евгений Владимирович. — Разрабатывал свою систему, внедрял ее в образовательные программы, школьные и детсадовские. Написал две авторские работы. А диплом о втором высшем образовании стал итогом всей моей деятельности в данном направлении».

В НИПКиПРО Евгений Мартемьянычев поступил в возрасте 52 лет. Тема его нового диплома звучит так: «Универсальные системы развития функции ориентирования человека в социоприродной среде средствами спортивного ориентирования». Перевести с глубоко научного на простой человечий можно: «Как спортивное ориентирование помогает ориентироваться вообще в жизни? Вот основной вопрос, который я разрабатывал», — поясняет автор, который намерен теперь продолжить исследование. И заняться проблемами жизненного ориентирования разных категорий граждан, в том числе представителей старшего поколения и людей с ограниченными возможностями.

ДОСЛОВНО. Александр ВЕСЕЛОВ, заместитель руководителя департамента физической культуры и спорта Новосибирской области:
— Сегодня согласно Закону о физической культуре и спорте Российской Федерации тренер должен иметь соответствующее образование — не ниже среднего специального. При нашем департаменте работает аттестационная комиссия по присвоению тренерских категорий. И если у человека этого образования нет, то в категории ему будет отказано. Таких людей мы отправляем учиться. Если же тренер, не имея соответствующего диплома, добивается каких-то особых успехов, подготавливает, скажем, чемпиона мира, то мы присваиваем ему категорию в порядке исключения сроком на один год. Но за это время он должен все-таки решиться. И — поступить! А учебное заведение можно выбрать на свое усмотрение.

ФАКТ
В нашей области высшее профессиональное образование работника физической культуры и спорта можно получить в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и Новосибирском государственном педагогическом университете (факультет физической культуры и спорта). Среднее профессиональное образование — в Новосибирском колледже олимпийского резерва.

ЦИФРА
Диплом о втором высшем образовании на кафедре физической культуры и спорта НИПКиПРО получили на данный момент 99 специалистов. Очередная, четвертая по счету, группа слушателей в количестве 32 человек 16 мая выходит на свою вторую (из шести) экзаменационную сессию.

Фотографии статьи
Александр Веселов вручает диплом выпускнику НИПКиПРО старосте группы ФК-3 Сергею Чернакову. Фото из архива Натальи СИДОРИНОЙ