USD 101.6797 EUR 106.1028
 

В колледжи и техникумы — за профессией, а не за аттестатом

Марианна ДАНИЛОВА

Нужный Новосибирской области эффект, считают разработчики концепции региональной программы развития профобразования, даст создание компактной территориально-отраслевой системы с многопрофильными базовыми образовательными центрами в сельской местности и специализированными образовательными центрами в городской среде.

Сегодня в Новосибирской области всего 114 учреждений начального среднего профессионального образования. Суммарный выпуск молодых рабочих специалистов в 2010 году составил 8250 человек. С одной стороны, этого количества, казалось бы, достаточно для области, но с другой — современная система профессионального образования слишком медленно реагирует на меняющуюся экономическую ситуацию. Попросту говоря, готовит не тех специалистов, которые на самом деле нужны современным работодателям. Результат этого — невостребованность выпускников, а значит, и самих училищ, техникумов. Доказательство — при перенасыщенности области образовательными учреждениями налицо их недостаточная наполняемость, коэффициент которой сегодня по среднему профессиональному образованию составляет 65 процентов, по начальному профобразованию — 53 процента. Немалая доля бюджетных расходов при этом утекает в никуда. О ставшей уже притчей во языцех слабой технической базе учреждений, изношенность которой достигает 90 процентов, и говорить не приходится.

А стремительно развивающаяся экономика региона неумолимо требует быстрого обновления. Поэтому структурная перестройка системы профобразования предполагает все метаморфозы только в строгом соответствии с приоритетными направлениями экономики. При этом важно скооперировать узкоспециализированные учреждения с ведущими предприятиями и организациями, а также с местной властью.

Все эти меры помогут готовить высококлассных, нужных региону специалистов и избавят профобразование от лишней нагрузки в виде дообучения молодёжи по общеобразовательной программе.

— Плохих детей нет. Если школьник заметно отстаёт от товарищей, виноваты несовершенные образовательные методики или отсутствие желания его учить. Конечно, школам легче всего поставить на ребёнке клеймо и избавиться от него, чтобы не портить показатели. Это неправильно. Используйте персонифицированный подход и учите всех детей. В систему профобразования они должны приходить за профессией, а не за аттестатом, — высказал свою позицию губернатор Василий Юрченко.

Модификация системы подготовки специалистов рабочих профессий поможет удовлетворить современные потребности экономики, задействовать возможности работодателей, более эффективно использовать бюджетные средства, правильно ориентировать молодых людей и выпускать их в жизнь подготовленными.

СПРАВКА
Программа развития профобразования в Новосибирской области на 2011 — 2015 годы будет реализовываться в три этапа:
— с июля по декабрь 2011 года — подготовительный организационный этап;
— с начала 2012 года до декабря 2013 года — реализация основных программных мероприятий;
— с начала 2014 года по декабрь 2015 года — распространение полученных результатов на всю сеть учреждений профессионального образования Новосибирской области.