USD 100.6798 EUR 106.0762
 

Дороги жизни

Подготовила Марианна ДАНИЛОВА
Советское шоссе. В последнее время реконструкции дорог уделяется все большее внимание. Фото Сергея ДЯТЛОВА. Архив
Советское шоссе. В последнее время реконструкции дорог уделяется все большее внимание. Фото Сергея ДЯТЛОВА. Архив

Вопросы безопасности участников «жизни в пути», к сожалению, не теряют своей актуальности в любое время года. На решение комплекса проблем отрасли направлены успешно реализующиеся в нашем регионе целевые программы развития автомобильных дорог, повышения дорожной безопасности. Предстоящие в ближайшее время решения и мероприятия по улучшению ситуации на региональных трассах обсуждались на заседании правительства области.

Избыточные сети — только на лишние деньги
Содержание и тем более ремонт дорог всегда были делами не из дешевых. Поэтому автотранспортные магистрали должны быть востребованными, а значит, окупаться. К примеру, будучи связующими нитями между важнейшими объектами экономики. Излишние затраты на дорожные объекты логично сокращать, особенно, когда речь идет о сельских территориях. Задачу оптимизации дорожной сети Новосибирской области поставил перед специалистами губернатор Василий Юрченко.

— Дорожная сеть нашего региона по всем параметрам — одна из самых больших среди субъектов Российской Федерации. Есть случаи, когда мы имеем по три-четыре дороги между двумя населенными пунктами, в которых нет ни одного объекта экономики, — констатировал он.

По мнению главы региона, неправильно тратить огромные средства областного бюджета на содержание такой раздутой дорожной инфраструктуры, если только у муниципалитетов не найдется на это собственных лишних денег. Губернатор подчеркнул: у нас большой процент недоремонта, мы отстаем по вводу ряда объектов, которые были необходимы еще вчера, а мы их не имеем и сегодня.

Требует тщательной проработки проблема обустройства новых жилых микрорайонов, выросших на территории области. Об этом свидетельствует увеличившееся число обращений из районов, где, с одной стороны, успешно решается острый жилищный вопрос, с другой— в тупике остаётся дорожная проблема. И манящие простором новых жилых «квадратов» посёлки остаются недоступными из-за отсутствия подъездных путей, уличной сети.

Министр транспорта и дорожного хозяйства области Николай Симонов предложил выделить порядка 100 миллионов рублей на решение данной задачи.

— Таким образом, можно было бы вдохнуть в такие объекты, как новый жилой микрорайон в Краснозерском, малоэтажная застройка в Ложке Искитимского района, в Колыванском и ряде других районов дополнительные силы для ввода ещё больших жилых мощностей, — уверен Николай Симонов.

Ремонт и содержание без халтуры
Крупнейшим федеральным дорожным объектом этого года станет вторая очередь Северного объезда. Об этом Николай Симонов говорил в ходе обсуждения готовности к проведению комплекса работ по ремонту дорог региона.

Кроме того, в нынешнем году предстоит выполнить серьезные объемы ремонта федеральных дорог, расположенных на территории Новосибирской области. Также запланировано строительство и реконструкция объектов областного подчинения. Это 20 различных объектов (три моста и 17 дорог). Среди них такой знаковый объект, как Советское шоссе, а также реконструкция мостового перехода в Венгеровском районе через реку Омь, строительство подъездных дорог к промышленно-логистическому парку с запуском первой очереди, протяженностью два километра, и другие объекты. По статье капитального ремонта запланировано финансирование 46 объектов (шести мостов и 40 дорог). Серьёзный объем, запланированный на 2011 год по содержанию и планово-предупредительному ремонту, диктуют наши условия: сегодня на содержании в области находится 13 696 километров дорог.

Для повышения качества дорожного строительства и ремонта губернатор Василий Юрченко предложил министерству транспорта и дорожного хозяйства области разработать договор на жизненно важный цикл работ, начиная от возведения, обустройства, содержания магистралей и заканчивая всеми видами ремонта на них:

— Нужно, чтобы строители понимали, что если они сами где-то схалтурят, то им и придется отвечать своими деньгами. На такие условия откликнутся и сами дорожники, и все крупные компании с удовольствием заключат договоры, которые дадут работу не только на строительстве объектов, но и на их содержании, эксплуатации.

Делать хорошие магистрали. В любых условиях
Дефекты дорожного полотна на ряде улиц города Новосибирска, обнаружившиеся в ходе контроля за реализацией проекта «Новые дороги «Единой России», стартовавшего в городе Новосибирске в 2010 году, будут устраняться за счет подрядчиков.

Несмотря на весомые вложения по проекту — порядка двух миллиардов рублей — не все реконструированные дороги успешно прошли испытание на прочность. Уже оформлено около 30 претензий к качеству проведенных реконструкций. Заметный сбой в виде трещин и других внешних дефектов вскрыли суровые сибирские условия при использовании экспериментального материала «Сларри Сил». Его применили на 40 тысячах квадратных метров магистралей — всего на одном проценте общего объема произведенного ремонта. Об этом на заседании рабочей группы по контролю качества дорожно-строительных работ в 2010—2011 годах рассказал Валерий Ильенко, заместитель председателя комитета Законодательного собрания Новосибирской области по транспортной, промышленной и информационной политике.

В 2010 году в рамках проекта «Новые дороги «Единой России» ремонтные работы велись на 160 улицах и магистралях города Новосибирска. Это участки, наиболее нуждающиеся в реконструкции, как считают новосибирцы. По аналогичному принципу — с учетом мнений жителей — будут отбираться дороги для ремонта и в 2011 году.

Работы предполагали лишь ремонт асфальтобетонного покрытия, то есть верхнего слоя городских магистралей. Это заметно дешевле полной реконструкции вместе с основанием дорожного полотна. Как прокомментировал генеральный директор «Новосибирскавтодор», депутат Законодательного собрания Фёдор Николаев, если в среднем ремонт одного километра асфальтобетонного покрытия стоит порядка 15—20 миллионов рублей, то полная реконструкция одного такого же участка магистрали вместе с основанием может исчисляться суммами от 2535 миллионов рублей. А за некоторыми дефектами, выявленными после проведённых в 2010 году работ, проявляются именно изъяны оснований дорог.

А вот свои явные технологические промахи (на городских улицах Римского-Корсакова, Забалуева, Большая, Большевистская, Никитина) подрядные организации безоговорочно признают и берутся устранить за собственный счет.

Кстати, как выяснилось в ходе заседания рабочей группы, спорный «Сларри Сил» — далеко не однозначно провальный для наших условий материал. Неудачи постигли дорожников из-за неточного соблюдения сроков — работы выполнялись уже в сентябре, хотя должны были закончиться летом. К тому же недисциплинированные автомобилисты начинали обкатывать свежеотремонтированную дорогу раньше времени. Разрушенные участки будут восстановлены за счет подрядчиков.

В 2011 году ремонт городских дорог будет продолжен. Особо пристальное внимание при этом будет уделяться благоустройству внутридворовых проездов.