Тариф двойной. Почему?
По словам Данила Иванова, члена временной комиссии по тарифам Законодательного собрания Новосибирской области, в результате депутатской проверки выяснилось следующее. С 1 января 2011 года тариф на холодную воду для населения правобережной части Советского района вырос с 7 рублей 21 копейки до 18 рублей 30 копеек за кубометр. Рост вызван двумя причинами. Первая — отмена перекрестного субсидирования. Вторая кроется в ведомственной разобщенности двух хозяйствующих субъектов: МУП «Горводоканал» и ГУП «Управление энергетики и водоснабжения Сибирского отделения Российской академии наук «(УЭВ СО РАН). Второй покупает у первого воду по единому тарифу, установленному мэрией города Новосибирска, в который уже заложены расходы на транспортировку воды, и включает туда собственные расходы на транспорт.
Таким образом, по мнению жителей района, транспортные расходы в тарифе на холодную воду учитываются дважды.
Присутствовавший на заседании временной комиссии начальник департамента энергетики и ЖКХ мэрии Новосибирска Александр Кожин видит причину произошедшего в том, что «Горводоканал» берет воду, подает в УЭВ СО РАН и устанавливает тариф на границе балансовой принадлежности сетей, а дальше УЭВ СО РАН считает свои затраты до потребителя. По его мнению, если сети передать в аренду «Горводоканалу», жители Академгородка будут платить меньше.
В качестве другого варианта уменьшения расходов жителей Надежда Кантер, сопредседатель общественного совета по ЖКХ правобережной части Советского района, предложила вернуться к перекрестному субсидированию: «Многие города не вводили его в этом году и власти могли бы в этом вопросе пойти жителям навстречу».
Депутаты попросили прокомментировать ситуацию Гарея Асмодьярова, заместителя руководителя департамента по тарифам Новосибирской области. Он пояснил:
— Федеральной службой по тарифам установлен предельный индекс 112,2 процента для организаций по водоснабжению, водоотведению и очистке сточных вод. Для ГУП «УЭВ СО РАН» приказом областного департамента по тарифам установлен тариф на холодную воду в размере 15 рублей 51 копейки за один кубический метр без НДС. Рост по отношению к предыдущему году составляет 105, 2 процента. Рост тарифа у «Горводоканала» составляет 107 процентов.
УЭВ СО РАН покупает воду по тарифам, установленным для контрагента, то есть для МУП «Горводоканал». К тарифу «Горводоканала» УЭВ СО РАН, действительно, прибавляет свой собственный тариф, в который входит эксплуатация систем коммунальной инфраструктуры, в том числе забор из скважины воды, что априори стоит дороже, и это учитывалось департаментом по тарифам.
Что касается перекрестного субсидирования, то еще в 2004 году российское правительство установило федеральные стандарты оплаты гражданами коммунальных услуг в размере 100 процентов. Но в Новосибирской области в прошлом году применялся тариф «Горводоканала» в размере 7 рублей 21 копейка вместо 14 рублей 75 копеек, а промышленные потребители платили 42 рубля 45 копеек. Так что нет оснований для пересмотра тарифов, они экономически обоснованные. Чтобы решить конкретную проблему, необходимо действительно передать сети в аренду МУП «Горводоканал». Тогда суммарно тариф будет меньше действующего.
По словам представителя УЭВ СО РАН, и управляющая организация не против подобного решения проблемы, но вопрос передачи сетей в аренду должен решить их собственник — СО РАН.
— Вопрос о передаче сетей мы будем ставить перед руководителями области, города и СО РАН, — резюмировал депутат Дмитрий Козловский, руководитель временной комиссии.
Другая проблема, которая волнует жителей области, — тарифы на горячее водоснабжение в домах с отсутствием циркуляционных труб, также была рассмотрена комиссией. По информации Александра Кожина, 2000 из 5500 домов Новосибирска не имеют циркуляционных труб. Это значит, что люди вынуждены подолгу сливать холодную воду из горячего крана, чтобы она пошла горячей. А теперь представьте, сколько в доме накручивает водосчетчик при такой ситуации? Цена вопроса для восстановления нормальной системы циркуляции — 1,8 миллиарда рублей. По мнению депутатов, оптимальным решением должна стать городская целевая программа восстановления циркуляционного водоснабжения. А пока она будет разрабатываться, жителям не остается ничего другого, как регулярно составлять акты о неподаче горячей воды и требовать перерасчета в соответствии с постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам».