Бензин уже неактуален?
Выдержит бег с препятствиями
Во время тестовой поездки по Новосибирску этот новый вид пассажирского транспорта большую часть пути, ТЭЦ-5 — Плющихинский жилмассив, прошёл как обычный троллейбус, а затем отсоединился от контактной сети и продолжил движение в режиме автобуса, получая энергию от литий-ионных аккумуляторов. Теперь строить троллейбусные линии на этом участке экономически нецелесообразно: сумма финансирования таких работ составила бы более 200 миллионов рублей. В будущем, когда «гибридные» троллейбусы уже не будут в диковинку, маршруты движения можно будет удлинить — протянуть в отдалённые районы.
Комплект батарей «гибридного» троллейбуса обошёлся в 870 тысяч рублей, а всего дополнительного оборудования — на 4,3 миллиона рублей. В перспективе цена дооборудования троллейбуса спустится до двух миллионов. При этом стоимость самого троллейбуса сейчас — 7—14 миллионов рублей. То есть, по мнению специалистов, электробус новосибирского производства обойдётся городу примерно в восемь-девять миллионов рублей. Кроме того, затраты на передвижение «гибридов» ниже, чем от использования автобусов, которые работают на горюче-смазочных материалах. Также эти машины экологически безопасные и практически не производят выбросов. Ещё одна важная черта, свойственная электробусам, — возможность объезжать небольшие препятствия, не устраивая заторы на городских магистралях.
— Для нового троллейбуса мы закупили 168 литий-ионных аккумуляторов, — рассказал первый заместитель мэра Новосибирска Андрей Ксензов. — Это небольшие батареи, которые монтируют в машине и налаживают механизмы для автономного хода. Подобные троллейбусы применяют во всём мире, но автономный ход их был ограничен до двух-трёх километров. Во время испытаний электробус прошёл на автономном ходу около 30 километров. Данный «гибрид» проехал до ТЭЦ-5, затем вернулся в место дислокации, в Первомайский район. Мы надеемся, что программу поддержат на федеральном уровне.
По словам Виктора Овдина, директора компании «АРС-ТЕРМ» — производителя аккумуляторов, электробус на самом деле не гибрид: двигатель у него «родной», от троллейбуса. На него ставят около пятисот килограммов литий-ионных батарей. Усложнение минимальное, а все сложности связаны с обслуживанием этих аккумуляторов. Зарядка происходит при помощи специальной цифровой системы. Сейчас у водителя есть полная информация о том, как работает эта система. Вмешательство в неё человека ограниченное. Виктор Иванович отметил, что эксплуатировать аккумуляторы будут в щадящем режиме, и срок их эксплуатации продлится от трёх до пяти лет.
Некоторые новосибирцы, узнав об инновации, высказали скептические догадки, что суровые сибирские морозы сведут на нет эффективность литий-ионных батарей. Но специалисты подумали и об этом: те аккумуляторы, которые сейчас используют, могут работать при температуре до минус сорока градусов. Только вот ёмкость у них при этом становится меньше, теряется порядка 20 процентов. Поэтому учёные обеспечили машине тройной запас энергии. Кроме того, появились мысли добавить к блоку небольшой подогрев.
Испытания новой машины продолжатся до конца апреля. По их завершении планируют запустить маршрут Дом Ленина — ТЭЦ-5, для которого закупят десять «гибридных» троллейбусов. Так специалисты смогут оценить новшество в действии, его эффективность и экономичность.
— Следующий шаг, который нам предстоит, — поставить эту технологию на городской трамвай, — поделился планами Виктор Овдин. — Надеемся, что с помощью такой технологии мы сможем выйти на пригородные линии, то есть на те трассы, которые связывают заводы.
Завод будущего
Сейчас литий-ионные аккумуляторы в мире производят всего несколько компаний, среди которых японские Sony и Toshiba. Спрос на них огромен и со временем будет расти. Но уже сейчас прогнозируют, что благодаря заводу на территории промышленно-логистического парка Толмачёво стоимость этой продукции удастся снизить вдвое. Для реализации совместного проекта госкорпорация «РОСНАНО» и китайская компания Thunder Sky Group Limited создали в Новосибирске фирму «Литий-ионные технологии» («ЛИОТЕХ»). По прогнозам, производство запустят уже в июне 2011 года, и на первых порах оно будет ориентировано только на китайские комплектующие и материалы. Но уже к 2014 году в производстве литий-ионных батарей будут использовать исключительно российские технологии, комплектующие и сырье.
Осуществить эти планы помогут учёные Института химии твердого тела и механохимии Сибирского отделения Российской академии наук. В частности, их разработка в области аккумуляторов состоит в том, что производство по их методу не дает вредных отходов, он экологически чистый и экономически более эффективный. Также им удалось удешевить процесс, используя вместо соединений двухвалентного железа трехвалентные, очень доступные по сравнению с другими. Кроме того, согласно проекту в Новосибирске наладят производство новых катодных материалов для литий-ионных батарей, поставщиком сырья для которого станет Новосибирский завод химконцентратов. Наша область будет обеспечивать продукцией как китайский завод Thunder Sky Group Limited, так и других потребителей, в том числе за рубежом.
На новосибирском предприятии будут производиться батареи, предназначенные прежде всего для установки на автобусы и микроавтобусы с электродвигателями. Переход на эксплуатацию электрического пассажирского транспорта предполагает не только производство новых машин, но и переоборудование имеющихся в парке единиц. Когда завод «ЛИОТЕХ» запустят, специалисты смогут ежегодно оснащать аккумуляторами до шести тысяч единиц электротранспорта. Первые батареи, произведённые на территории области, протестируют на автобусах. Новосибирск станет экспериментальной площадкой по переходу на эксплуатацию городского электротранспорта.