USD 106.1878 EUR 112.0200
 

Черное золото, пустые карманы

Павел КРАСИН
В Новосибирской области в среднем цена за литр бензина Аи-92 — 22 рубля. Фото Бориса МОСКВИНА.
В Новосибирской области в среднем цена за литр бензина Аи-92 — 22 рубля. Фото Бориса МОСКВИНА.

Разгневанные
Хотя главное заседание форума состоялось в Москве, в режиме видеоконференции, в нем приняли участие бизнесмены и политики Санкт-Петербурга, Новосибирска, Екатеринбурга, Волгограда, Самары и Ростова-на-Дону. Форум прошел под эгидой политико-экономического клуба «Рой» и Торгово-промышленной палаты Российской Федерации. Несмотря на весьма экспрессивную окраску словосочетания «топливный беспредел», о ценах на бензин в России иначе и не скажешь. За 2010 год литр самого ходового бензина АИ-92 подорожал на 20 процентов, а литр дизельного топлива — на 45 процентов. В Новосибирской области ситуация чуть более благоприятная, чем по стране, — в среднем мы платим 22 рубля за литр АИ-92 против 25 рублей среднестатистической российской цены. Но нет никакой гарантии, что через неделю или месяц цены не сделают резкий скачок вверх. Неудивительно: обсуждение шло во встревоженном и негативном ключе.

Дмитрий УДРАС, российский предприниматель, один из основателей промышленного союза «Новое содружество»:
— В 2010 году Россия стала крупнейшим в мире производителем нефти и нефтепродуктов. Мы потребляем лишь четверть из того, что производим, а стоимость топлива в нашей стране при этом в несколько раз выше, чем в тех странах, куда мы его экспортируем. Более пяти миллионов тонн нефти из России поставляется в США, которые являются крупнейшим импортером нефтепродуктов в мире. Даже вместе со всеми расходами и пошлинами средняя цена бензина в Америке — 76 центов за литр, то есть, ниже, чем в России. На фоне других стран-экспортеров Россия проигрывает колоссально: цена литра АИ-92 в России в пять раз выше, чем в Саудовской Аравии — 85 центов против 16. В Венесуэле литр такого бензина стоит всего два цента, то есть около 60 копеек. Если так пойдет и дальше, то все меньше предприятий в России будут работать и развиваться, и все больше наших граждан начнут считать свою страну некомфортной, дорогой для проживания.

Михаил ДЕЛЯГИН, директор Института проблем глобализации, доктор экономических наук:
— Нефтяные компании обычно упоминают мировую цену на нефть только для того, чтобы объяснить высокую стоимость бензина. Сейчас происходит удушение России дорогим топливом, и смысл этого процесса очень прост. Когда внутреннее потребление нефтепродуктов сократится, можно будет отправить дополнительные объемы нефти на экспорт. На уровне Правительства России уже ведутся разговоры о том, что нашей стране вообще не нужно осуществлять какую бы то ни было нефтепереработку и производить свой бензин, а только продавать на Запад сырую нефть. В такой ситуации мы будем покупать бензин по мировым ценам, если нам его кто-то вообще продаст.

Павел СУББОТИН, заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы (ФАС) России:
— ФАС дала ряд предписаний, которые были без скрипа и даже с энтузиазмом приняты нефтяными компаниями. Например, один такой документ предусматривает, что не менее десяти процентов продаваемых нефтепродуктов должны реализовываться на внутреннем рынке через товарную биржу. Мы давали предписания об установлении стартовой цены на пять процентов ниже той, которая была на предыдущих торгах. Нужно признать, что умение нефтяных компаний манипулировать участниками биржи опять же привело к высоким ценам на нефтепродукты. Тем не менее мы будем продолжать работу в этом направлении. Нас не должно пугать, что сегодня баррель нефти стоит 120 долларов — это должно заставить нас думать о том, как эффективно использовать те ресурсы, которые есть в стране.

Николай КОЛОМЕЙЦЕВ, член редакционной коллегии газеты «Советская Россия»:
— Мы сейчас взяли американскую структуру правительства, состоящего из 18 министерств. Но в отличие от нашей страны в Америке ни одно изменение в налоговую систему не вносится без согласования с транснациональными корпорациями и отраслевыми объединениями. Посмотрите: в 2010 году «Ростсельмаш» произвел 2 500 комбайнов, хотя в состоянии производить 6 500. Их не сделали просто потому, что нет спроса на селе. А почему нет спроса? Потому что в себестоимости комбайнов энергетика составляет колоссальный объем. Чтобы изменить эту ситуацию, необходимо повысить налоги на экспорт нефти, газа и снизить их для нефтепереработки. В 2003 году тогдашний президент страны Владимир Путин говорил, что мы строим сырьевую сверхдержаву. Сегодня этот курс привел к тому, что большая часть нефтеперерабатывающих предприятий находится за границами России.

Наталья ШУЛЯР, председатель подкомитета по моторным топливам комитета Торгово-промышленной палаты Российской Федерации по энергетической стратегии и развитию ТЭК:
— Если брать российские нефтепродукты, то мы в основном экспортируем дизельное топливо и мазут — за рубеж уходит 50 и 80 процентов. Российский авиакеросин и бензин, напротив, не экспортные товары. В 2010 году мы произвели всего 36 миллионов тонн бензина. Из них 27 миллионов — низкооктановый бензин (А-80), который с первого января 2011 года законодательно запрещен. Я бы хотела поблагодарить ФАС за ту работу, которую они ведут, иначе сегодня мы платили бы за литр бензина 30 рублей. Средняя российская цена в 25 рублей за литр АИ-92 и так достаточно высока — опросы людей неоднократно показывали, что большинство не готово платить более 20 рублей за литр. Я считаю, что нужно открыто публиковать всю цепочку формирования цены — от добычи литра нефти до появления бензина на АЗС. Может быть, это станет первым шагом к изменениям.

Вячеслав ЗЫКОВ, генеральный директор ООО «Чистый город» (Новосибирск):
— Хочется надеяться, что итогом работы форума станет хотя бы небольшая остановка в росте цен на топливо. Чтобы в корне изменить ситуацию на российском энергетическом рынке, нужно подобрать квалифицированных менеджеров. Это должны быть люди, которые будут не только владеть навыками управления, но и иметь опыт работы в топливно-энергетической отрасли и не понаслышке знать все происходящие там процессы. На изменение сложившегося положения у нас есть не более пяти лет, иначе оно ухудшится просто катастрофически. А чтобы вывести энергетический сектор экономики на инновационный уровень, нам нужно вырастить поколение инноваторов, то есть работать еще лет двадцать.

ФАКТ
Самый дешёвый в мире бензин в Туркмении и Венесуэле — 2 и 3 цента соответственно

ЦИФРА
В 2010 году Россия поставила мировой рекорд, выкачав из своих недр 505 миллионов тонн нефти. При этом на внутренний рынок нашей страны идет лишь четверть этого объема — 125 миллионов тонн.

Фотографии статьи
Среднестатистические российские цены на бензин