USD 108.0104 EUR 113.0947
 

Анатолий ЛОКОТЬ: Развитие образования — это будущее страны

Подготовила Валентина МАЛЬЦЕВА
Фото с www.magicfoto.ru
Фото с www.magicfoto.ru

— Перед нашей страной нет более важной задачи, чем развитие науки и образования, — считает депутат. — Сейчас идут горячие споры по предложенной концепции Минобразования. Она вызвала много вопросов прежде всего продекларированными стандартами. Что такое образовательные стандарты, по версии министерства? Это четыре предмета, преподавание которых оплачивается государством, а за остальное надо будет платить родителям. К базовым стандартам отнесены предметы типа основы безопасности жизнедеятельности, физкультура, обществоведение и т.п. А где физика, математика, химия, литература? С моей точки зрения, вот это и есть фундаментальные предметы.

В связи с этой темой появился анекдот: задержана группа школьников, которые тайно изучали физику, литературу, химию и русский язык.

— Анатолий Евгеньевич, концепция уже внесена в Думу как законопроект?

— Это широко обсуждаемый вопрос, до Госдумы еще не дошел. У нас идут депутатские слушания, «круглые столы». Наша фракция КПРФ сформулировала свою концепцию, в которой предложила не только обеспечить доступность, бесплатность начального, среднего, среднеспециального и высшего образования, но и поднять статус учителя, педагога.

Наша фракция выпустила специальную брошюру после проведенных депутатских слушаний по концепции образования в России. В этой работе мы приводим сравнительную таблицу: что есть в законопроекте, как мы предлагаем и чем отличается наше решение проблем.

На недавно состоявшемся пленуме ЦК, где, в частности, обсуждался законопроект, интересно и ярко выступал Жорес Алферов. Он говорил о том, что без реформы образования будущее науки в России окажется под вопросом.

— Вы удивитесь, но людей, наверное, не меньше, чем образование, волнует законопроект об ответственном отношении к домашним животным. Каковы перспективы у этого документа, по вашему мнению?

— Не совсем моя тема, хотя и действительно волнующая многих. Я бы не стал тратить на нее столько времени, есть более горячие проблемы. Проходил этот закон первое чтение, ясно, что тема больная… С перестроечными делами у городских жителей много появилось домашних животных: кто-то держит их от одиночества, кто-то ищет компаньона, кто-то — утилитарно, в целях защиты. Появилось много бойцовских агрессивных собак. Это и потребовало урегулировать взаимоотношения, ведь есть случаи нападения на людей, да и санитарное состояние наших дворов оставляет желать лучшего. Все это вызывает недовольство в обществе.

— У нас же есть свое, городское, постановление с такими же нормами, но все это трудно реализуется…. А федеральное законодательство строже будет исполняться? Предусмотрены какие-то санкции и к кому?

— Пока не могу сказать, насколько там проработаны механизмы реализации. Есть спорные моменты в законопроекте о животных. Во втором чтении, думаю, будет много дискуссий. Не так просто пойдет этот закон…

— А может быть, что вообще не пойдет? Предусмотрен ли регламент по временным интервалам между чтениями? Или законопроект может висеть вечно? Есть на памяти какой-то зависший навечно?

— Есть примеры, не могу сейчас конкретно привести, но такое бывает. Например, поправки к Жилищному кодексу в 2005 году, они лежат до сих пор, профильный комитет только сообщает, что какие-то из них уже учтены в каких-то других законах…

— Может, стоит пересмотреть этот регламент?

— На мой взгляд, многое еще надо пересмотреть.

— Анатолий Евгеньевич, как- то тихо прошла ратификация договора с Норвегией…

— Договор о разграничении экономических зон в Баренцевом море ратифицирован. Там принято решение об использовании спорных территорий, богатых биоресурсами и рыбой… и неразведанными запасами нефти. Раньше было разграничение по меридиану, сейчас образовалась такая «дуга» — эта территория отдана Норвегии. Я считаю, что Россия поступилась своими морскими ресурсами в пользу норвежской стороны. Недовольство этим обстоятельством выразили мурманские рыбаки, которые имели возможность вести лов рыбы в бывшей зоне «общего» пользования.

— А как движется работа над поправками 94-го закона о конкурсном распределении государственных и муниципальных заказов?

— Идет его активное обсуждение. По плану 1 апреля поправки будут внесены на рассмотрение в Думу.

Уже всем ясно, что при распределении заказов торги от коррупции не спасают. Торги либо дают предсказуемый результат, потому что никто другой не может по определению выиграть, либо выигрывают фирмы, вообще не способные выполнять заказы. Просто берут деньги и исчезают. Пример из оборонной отрасли могу привести. Традиционно оборонный комплекс складывается так, что там монополисты производят какие-то виды изделий для конкретного назначения. С кем они могут торговаться, если какую-нибудь лампу делают только они и никто более? Но, чтобы стать производителем и поставщиком, заводу надо ежегодно проходить конкурс. Либо это фиктивно, либо «конкуренты» хватают заказ и исчезают вместе с деньгами. Это можно сказать и о наших новосибирских предприятиях: приборостроительном заводе, НЗПП, имени Коминтерна и т. д. Их продукция уникальна, ну какие торги? Кто может выполнить такой заказ, кроме них? Никто. Практика предприятий показывает, что закон нужно обязательно пересмотреть.

— А как, по-вашему, продвигается реформа системы местного самоуправления?

— Я в профильном комитете и знаю, что многих волнует закон, который позволяет принять решение о ликвидации администраций в райцентрах и передаче их полномочий на уровень района.

Ленинградская область вышла с этим законопроектом, и с первого раза наш комитет его отверг, но Медведев был на Дальнем Востоке и высказался так: наплодили чиновников всех уровней, надо ликвидировать их… Вот и вернулись после этого к теме… Приняли закон и записали, что предоставляется возможность на местах внести изменения в устав и Совет депутатов может принять решение о ликвидации своей администрации и передаче полномочий в район. Насколько это рационально?

Ведь есть проблемы поселений… Например, есть промышленный Куйбышев и аграрный Куйбышевский район с дорогами, пахотными землями, лесами, реками и озерами… В единой администрации, случись такое решение, придется все равно создавать специальное сельское подразделение. При этом вряд ли число чиновников уменьшится… Вот и недавний конфликт выборов в Барабинске показал, что это продолжение конфликта интересов города и района.

Получается, что даже принятые Думой законы нужно применять с учетом конкретных обстоятельств на местах. При этом нужно просчитывать всевозможные осложнения. Ну и, конечно, практика служит законодателям: живая жизнь вносит поправки во многие документы.

Фотографии статьи
Памятники архитектуры и истории создают неповторимый облик города. Фото Дарьи ДОРОТОВОЙ