Взлётная полоса границы
— Выполняем полеты в интересах органов безопасности, — командир отряда, летчик-снайпер Вячеслав Селиверстов, кратко обозначает спектр задач. — Ведем воздушную разведку, поиск нарушителей государственной границы. Боремся с контрабандой, незаконным оборотом наркотиков, организованной преступностью, международным терроризмом. Словом, охраняем рубежи нашей Родины! Хотя прежде никто не думал, что по Новосибирской области когда-нибудь будет проходить государственная граница.
Рождённые под Афганом
— Однако отряд появился задолго до этой границы. Где и какие задачи выполняли вы прежде?
— Изначально наша часть базировалась в Душанбе. Тогда, 13 апреля 1981 года, была сформирована отдельная эскадрилья войск Среднеазиатского пограничного округа КГБ СССР. Время продиктовало такую необходимость. Помните обстановку начала 80-х? Советское правительство просто вынуждено было наращивать силы в приграничных районах, поскольку со стороны сопредельных государств нависла серьезная угроза безопасности нашей страны. Эскадрилья, преобразованная позже в 23-й отдельный авиационный полк, уничтожала бандформирования в приграничных районах Афганистана, поддерживала наши пограничные гарнизоны, проводила эвакуацию раненых, больных и так далее.
И лишь в 2005 году со всей своей героической историей этот полк был переведен в сибирскую столицу. Третий отдельный авиационный отряд ФСБ России — так называется он с той самой поры. Но главная задача остается неизменной: охрана государственной границы.
— А вообще после реорганизации у нас появилось много специфических задач, говорить о которых не очень-то принято, — объясняет действующий сотрудник подразделения по имени Евгений. — И не очень-то надо...
Собеседник мой служит здесь 18 лет. Обращаешь внимание на ряды его боевых наград, что свидетельствует уже о новых «горячих» страницах биографии отряда.
— Каждая награда воину дорога по-своему. И все-таки есть ли среди них та, с которой связан особо памятный случай?
— Есть, — указывает Евгений на медаль ордена «За заслуги перед Отечеством». — Во вторую чеченскую кампанию мы заново создавали границы. Многим памятны события в Аргунском ущелье. Пока Грузия входила в состав СССР, никаких границ там, естественно, не было. Мы высаживали десант. И когда незаконные бандформирования, двигаясь из Грозного, вошли в Аргунское ущелье, в принципе им было дальше некуда идти — границы были закрыты. Тогда еще несколько наших ребят погибло…
Главная особенность — желание
— Если ваш отряд по многим показателям особенный, то наверняка требования поступающим сюда людям предъявляются соответствующие?
— Наши специалисты работают здесь по окончании училищ — военных, летных, технических, — снова берет слово командир отряда. — Все зависит от должности, у нас ведь есть и наземные службы. А требования просты: учиться на «отлично», выполнять стандартный набор нормативов физической подготовки, предъявляемых в профильных учебных заведениях. Но главное…
— Было бы желание! — уверен представитель отряда Максим, командир вертолета Ми-8.
Будучи сам из семьи военного, он издавна стремился освоить летное дело. Сегодня на счету этого парня 1200 часов налета. Насколько же регулярно он и его коллеги поднимаются в небо, зависит от конкретных задач. Но никаких сверхурочных часов в воздухе, по понятным причинам, быть не должно: норма налета и отдыха регламентируется законодательно. Как у всех авиаторов.
С Максимом на его Ми-8 мы стартуем с военного аэродрома, расположенного под Новосибирском. Группа парашютистов, также размещенная на борту, готовится к плановым прыжкам. Сквозь туман и резвую «болтанку» перебираемся не пойми куда: кругом белое поле и сногсшибательный — в прямом смысле — ветер. Впечатление, что дует он со всех сторон сразу.
— Где мы? Неужто уже на Крайнем Севере?
— Это всего лишь Евсино, — поясняют десантники. — Аэродром ДОСААФ.
Оценив обстановку, инструктор дает отбой: погода явно не прыжковая. Нет, бойцы и с ней бы, в крайнем случае, справились. Но «крайнего», к счастью, не приключилось. Возвращаемся.
— Как-то меня спросили, часто ли в моей работе возникают опасные ситуации, — по приземлении замечает Максим.
— И?..
Мимолетная пауза. Легкая усмешка.
— А вы разве не поняли, что сегодня довольно-таки опасно было? Один ветерок чего стоил!
Поняла, конечно. Но есть же люди, рядом с которыми чувствуешь спокойствие и только спокойствие. Коль скоро оно в каждом их пропеллере дышит…
ФАКТ
К моменту вывода советских войск с афганской территории авиаторы отряда совершили порядка 130 тысяч боевых вылетов, доставили в зону ведения военных действий свыше 40 тысяч тонн боеприпасов и материальных средств, десантировали более 300 тысяч единиц живой силы. За проявленные мужество и героизм личный состав был удостоен различных наград, государственных и ведомственных. А сам полк награжден орденом Красной Звезды.
ФСБ России нередко вносит свой вклад в развитие науки.
Так, в 2009 году наш авиаотряд сопровождал международную научную экспедицию в Монголию: специалисты изучали структуру ледника, высадившись в горах на высоте более 4000 метров