USD 106.1878 EUR 112.0200
 

Заключая договор, запасись лупой

Страницу подготовил Вадим ГЛУХОВ
Заёмщики все чаще стали обращаться  за консультацией к специалистам. Фото Юрия ИВАНОВА
Заёмщики все чаще стали обращаться за консультацией к специалистам. Фото Юрия ИВАНОВА

В областном управлении Роспотребнадзора все чаще возбуждаются дела об административном правонарушении и проводятся проверки в отношении кредитных организаций — основанием для этого служат жалобы граждан на ущемление их прав при заключении кредитных договоров. Основные причины таких обращений за помощью — взимание денег за открытие и ведение ссудного счета, страхование жизни и трудоспособности заемщика, недостаток информации о введении комиссии по договору банковского вклада, ошибочное списание денежных средств со счета…

Начальник отдела защиты прав потребителей управления Роспотребнадзора по Новосибирской области Валентина Миронова, комментируя эту проблему, подчеркнула:

— Минувший год характерен всплеском обращений заемщиков по работе кредитных организаций. В 3,5 раза увеличилось число письменных обращений, в 4 раза возросло количество просьб о консультациях. Причины разные. Прежде всего граждане гораздо чаще стали брать кредиты, они лучше разбираются в своих правах, активнее реагируют на различные недостатки в кредитовании, отстаивают свои интересы в суде. Анализ показывает, что значительная часть жалоб потребителей относится к случаям включения в договор с кредитными организациями условий, ущемляющих их права. Например, одностороннее изменение процентной ставки, комиссии за выдачу кредита, навязывания услуг страхования и т. п. Наше управление в рамках надзорной деятельности всегда отслеживает такие тенденции, законным образом реагирует на них, проводит проверки. Однако следует отметить, что банковские структуры всегда неоднозначно относились к постановлениям Управления Роспотребнадзора о применении административных мер ответственности по фактам нарушений прав потребителей, как правило, пытались обжаловать наши постановления в судебном порядке в кассационной инстанции. Признаю, что не всякий раз мы находили поддержку и в суде.

Сегодня судебная практика меняется в пользу потребителей кредитных и банковских услуг.

При этом остается пробел в законодательстве относительно подробного регулирования процедуры потребительского кредитования (закон о потребительском кредитовании находится на рассмотрении в Госдуме), а потому выбор размера шрифта в тексте договора, среднего или мелкого, пока остается на усмотрение банков, как они посчитают удобным для себя и клиентов. Сегодня ни один из существующих законов по банковской деятельности не определяет этот существенный момент. Полагаю, что закон о потребительском кредитовании четко определит, каким должен быть текст договора о кредитовании, по форме и содержанию. Понятным, четким, исчерпывающе ясным.

Советы заёмщику
1. Прежде всего надо знать, что кредиты беспроцентными не бывают. Кредиты, которые выдаются быстро, — самые дорогие. Банки не могут за короткое время качественно проверить заемщика и поэтому стараются уменьшить свои риски за счет больших процентов и комиссий.

2. Банк — коммерческая организация, деятельность которой направлена на извлечение прибыли, и прощать долг или давать отсрочку в его выплате не в его интересах.

3. К выбору банка надо относиться серьезно. Лучше всего заблаговременно собрать отзывы клиентов, рекомендации знакомых и друзей.

4. Не подписывайте документы, пока их не прочитаете. Отговорка «я не читал» приниматься во внимание ни банком, ни судом не будет.

5. В случае невозможности внесения ежемесячных платежей по кредиту обратитесь в банк с заявлением с просьбой о реструктуризации задолженности или отсрочки платежа. В дальнейшем этот документ поможет вам в случае судебного спора.

6. Если ваш кредит погашен, обязательно возьмите в банке справку о том, что долгов не имеете. Бывают случаи, когда проходит значительное время (год или два), и вдруг исправного плательщика приглашают срочно в банк — оказывается, там за ним обнаружился «должок». Установить истину бывает хлопотно, так что справка очень может пригодиться.

СПРАВКА
Куда можно обратиться с жалобой на недобросовестные действия кредитных организаций? Телефоны помощи: «горячая линия» Управления Роспотребнадзора — 8-800-350-50-60, консультационный центр ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Новосибирской области» — 223-97-86, Новосибирское региональное отделение Общероссийской общественной организации «Союз заемщиков и вкладчиков России» — 328-10-47

ПОУЧИТЕЛЬНЫЕ ИСТОРИИ
Трещина
Житель Центрального района приобрел в ООО «Эльдорадо» в кредит холодильник Beko СНК 32002 за 14250 руб. А через несколько дней гражданину пришлось обратиться в региональный сервисный центр — для вызова мастера на дом в связи с тем, что в морозильной камере обнаружилась трещина…

Мастер осмотрел холодильник и поставил неутешительный «диагноз»: аппарат имеет производственный недостаток, который привел к трещине корпуса морозильной камеры. Заметим, что акт осмотра товара сотрудником сервисной службы не был составлен. На следующий день потребитель забрал его в сервисном центре и прочитал, что сотрудником сервиса обнаружены механические повреждения корпуса морозильной камеры, но случай не гарантийный.

Что делать? Гражданин за консультацией обратился в комитет по защите прав потребителей. Там специалист помог в составлении претензионного письма в адрес продавца, в котором потребитель отказался от исполнения договора купли-продажи и потребовал вернуть стоимость холодильника, а также убытки, понесенные в связи с приобретением некачественного товара в виде процентов, уплаченных по кредиту, — в общей сумме в размере 23000 руб.

Также в претензии он выразил свое несогласие с актом осмотра холодильника сотрудником сервисного центра и в соответствии с п.6 ст.18 Закона РФ «О защите прав потребителей» предложил провести независимую экспертизу товара. Напомним: «В отношении товара, на который установлен гарантийный срок, продавец отвечает за недостатки товара, если не докажет, что они возникли после передачи товара потребителю вследствие нарушения потребителем правил использования, хранения или транспортировки товара, действий третьих лиц или непреодолимой силы».

В Новосибирской торгово- промышленной палате провели независимую экспертизу холодильника, были установлены скрытые дефекты производственного характера, которые не устранимы. Потребитель представил экспертное заключение в ООО «Эльдорадо», после чего продавец удовлетворил требование потребителя, выплатив стоимость холодильника и понесенных убытков в виде процентов за кредит — всего 23000 рублей, а также выплатил стоимость доставки холодильника и проведение независимой экспертизы в размере 4200 рублей.

(По материалам комитета по защите прав потребителей мэрии Новосибирска)