24 золотые статуэтки нашли хозяев
Триумфатором церемонии стал британский фильм «Король говорит!», удостоившийся четырех «Оскаров»: за лучшую мужскую роль (Колин Ферт), лучшую режиссуру (Том Хупер), лучший сценарий (Дэвид Сайдлер) и лучший фильм года. Столько же статуэток получили и создатели фильма «Начало» (режиссер Кристофер Нолан), но лишь в «технических» номинациях: «Лучшая операторская работа», «Лучшие спецэффекты», «Лучший звук» и «Лучший монтаж звука». Оно и понятно: в картине, охарактеризованной как «современный научно-фантастический экшен, происходящий в подсознании разума», наверное, трудно достигнуть художественных глубин.
В других основных номинациях сенсаций не произошло — победителями стали те, кого изначально считали фаворитами. «Оскар» за лучшую женскую роль получила Натали Портман, сыгравшая балерину в фильме «Черный лебедь». Ее состязание с Колином Фертом («Король говорит!»), сыгравшим британского монарха, отца ныне здравствующей королевы Елизаветы, излечившегося от заикания, чтобы с триумфом в судьбоносный час обратиться к нации, злые журналистские языки называли «борьбой заикающегося короля с измученным лебедем». Да и то правда: на наш взгляд, оба фильма, в общем-то, посредственны. Но гораздо убедительней и цельней, нежели российский «Край», снятый Алексеем Учителем при поддержке ОАО «РЖД» и вылетевший из конкурса еще на стадии утверждения номинантов.
А поскольку новосибирцы смогли посмотреть в кинотеатрах и на дисках многие фильмы, претендовавшие на «Оскар», задолго до лос-анджелесской церемонии, то позволю себе высказать еще один «постоскаровский» комментарий.
Чрезвычайно интересной показалась мне номинировавшаяся на премию киноакадемии художественная лента Дэвида Финчера «Социальная сеть», в основу которой была положена история создания студентом Гарвардского университета Марком Цукербергом самой популярной в мире социальной сети Facebook. Во-первых, потому что невозможно переоценить ее актуальность и включенность большинства зрителей в «процесс», а во-вторых — режиссер Дэвид Финчер и актер Джесси Айзенберг удивительным образом раскрыли и запечатлели (пришпилили, как бабочку в коллекцию) совершенно новый тип личности. Это человек эпохи интернета, совершенно равнодушно внимающего как добру, так и злу не потому, что он жестокосерд или подл. А исключительно оттого, что в данный момент он в другой реальности — в Сети либо в лабиринтах программирования…
К сожалению, художественные достоинства «Социальной сети» гораздо ниже «первооткрывательских», и «Оскаров» он не получил…