В школьном окне — новый век
Главное — у нас отлажены комплексный подход и последовательная система работы и развития сферы всех ступеней образования. Как это воплощается на практике, максимально наглядно можно увидеть на стыке двух календарных отрезков времени — года, которому мы только что подвели итоги, и года, открывшего счет новому десятилетию.
Об этом наш разговор с заместителем министра образования, науки и инновационной политики Новосибирской области Дмитрием МЕТЁЛКИНЫМ.
Традиции и инновации
— Дмитрий Александрович, назовите, пожалуйста, приоритетные направления в развитии образования в году прошедшем и какое продолжение эта работа будет иметь в ближайшем будущем?
— Основным лейтмотивом в деятельности министерства в 2010 году стали, конечно же, мероприятия в рамках года Учителя. Всё так или иначе соотносилось с задачей более пристального внимания к профессии и статусу учителя, к повышению квалификационного уровня наших педагогов, а также— с профессиональными конкурсами и конкретной повседневной практикой педагогов.
Сейчас вся деятельность министерства, все шаги и усилия направлены на исполнение целевых программ. Из них большая часть — традиционные, связанные с модернизацией системы образования, с совершенствованием и развитием различных аспектов деятельности учреждений. Если говорить, к примеру, о программе информатизации, программе ресурсного обеспечения системы образования, все это так или иначе является традиционной, систематической работой по укреплению, развитию и наращиванию, скажем так, «мышц» в системе образования. Ведь именно крепкий базис позволяет решать подлинно инновационные задачи в будущем.
Для 2010 года была новой и, с моей точки зрения, прорывной программа, связанная с обеспечением детей местами в дошкольных образовательных учреждениях. Но поскольку программа долгосрочная и будет реализовываться в течение пяти лет, за этот период мы планируем охватить услугами дошкольного образования 68 процентов детей соответствующего возраста. Может показаться, не слишком много — две трети детей, но мы понимаем, что даже в годы советской власти пороговое значение — стопроцентный максимум — было недостижимо. Оно равнялось приблизительно 60-ти процентам. Эта программа потребует серьёзных усилий со стороны областного бюджета и органов управления. А один из механизмов решения проблемы — частное государственное партнёрство и включение инвестиций в строительство или реконструкцию дошкольных образовательных учреждений.
Продвинутые спецклассы
— Как наши новосибирские достижения и проблемы в сфере образования выглядят в межрегиональном и всероссийском контексте?
— Практически все территории Сибирского федерального округа с одинаковой энергией участвовали в том же самом проекте комплексной модернизации образования. И здесь у нас показатели лучше, чем по другим федеральным округам.
Если говорить о направлениях образовательной политики, в частности, по работе с одарёнными детьми и образовательной президентской инициативой «Наша новая школа», то у нас есть принципиальные ноу- хау, например, формирование и оснащение специализированных школьных классов с углубленным изучением естественнонаучных дисциплин. Это особенность текущего периода. Не удивлюсь, если специализированные классы в скором времени появятся в Томске, Омске, Алтайском крае и других городах.
Педагоги старшего поколения и родители могут напомнить: мол, спецклассы были и раньше. Действительно. Инновация же заключается в том, что удалось просчитать, в каком оптимальном режиме затрат на все составляющие полноценного учебного процесса может функционировать такой «продвинутый» класс, и изменить объёмы финансирования. Этот объём в три с лишним раза выше, чем финансирование в традиционных классах. Чуть больше 19 тысяч рублей в год на одного ребёнка — объём финансирования в обычном классе и около 70 тысяч рублей — в спецклассе. Львиная доля средств направлена на кадровое обеспечение процесса обучения, в том числе и привлечение преподавателей вузов, и, разумеется, на улучшение материально-технической базы.
— Когда ставятся такие высокие интеллектуальные и инновационные задачи, не менее важны и условия. Те условия, в которых нашим детям предстоит, скажем так, дерзать. Не секрет, что материально-техническая база в образовании, без преувеличения, — основа основ.
— Губернатор поставил задачу модернизировать систему питания в учреждениях социальной сферы: в образовательных, в учреждениях социальной сферы, а также в здравоохранении. Необходимо организовать здоровое питание. Во многих учреждениях остаётся ряд проблем, связанных с обеспечением детей горячим сбалансированным питанием надлежащего качества. Это не только вопросы технического характера, но и разработка меню по разным возрастным и целевым группам. Для организации этого мы привлекаем ведущих специалистов — диетологов. Стоит ли особо акцентировать внимание, насколько эта задача важна? Думаю, это понимание есть на всех уровнях.
Еще об условиях: вслед за проектом «Школьное окно», сделавшим быт учреждений образования области во много раз комфортнее, последуют программы реконструкции школьных кровель и спортивных залов.
Ученики станут самостоятельнее
— Дмитрий Александрович, что можно сказать сегодня о проблеме, довольно болезненной для некоторых территорий: как решался вопрос о неэффективных расходах, связанных с низкой наполняемостью классов в сельской местности?
— По данным Министерства экономического развития Российской Федерации, доля неэффективных расходов в образовании — порядка 17 процентов (сумма получается довольно приличная). Один из факторов — соотношения между учителями, управленческим и учебно-вспомогательным персоналом. В сельской местности это не последний фактор, так как многие школы, например, не имеющие центрального отопления, держат свою кочегарку. Кроме того, нужно содержать штат техничек. Одним словом, во многих небольших поселениях школа является серьёзным, если не главным, работодателем. Хотя всё, что не имеет непосредственного отношения к образовательному процессу, может выполняться муниципалитетом. Начиная с уборки территории, содержания котельной и кончая организацией питания школьников.
В школе необходим определённый штат учителей-предметников. И этот комплект должен быть неизменен, независимо от того, сколько детей обучается. Много детей — эффективные расходы, мало детей — неэффективные. Тут наши возможности существенно ограничены. Хотя один из путей решения — использование цифровых образовательных ресурсов, когда педагог не выполняет роль источника знаний для детей, а выполняет роль тьютора. То есть помогает ребёнку шаг за шагом получать знания самому, консультируя его. Но это возможно только при условии, что в школе будет полноценно функционировать интернет с высокоскоростным и широкополосным доступом, коллекция цифровых образовательных ресурсов.
Кстати, в 2010 году был разработан проект «Школа — весь мир». Он как раз подразумевает создание базы, обучение и подготовку учителей сельских школ в статусе тьютора. Проект должен помочь отработать соответствующий механизм нормативно-подушевого финансирования. Ведь вопрос остаётся до конца не ясным: если ребёнок получает образование в одной школе, а две трети обучения проходит в другом, часто виртуальном, учреждении, как должно осуществляться финансирование процесса?
Регионы разными темпами идут в реализации подобных проектов сообразно своим возможностям. В Москве для этого выделили 500 миллионов рублей, у нас возможности скромнее. Мы планируем в этом году направить на проект около 150 миллионов рублей. Из них 50 заложено в бюджете, а сто предстоит выделить, перераспределив расходы.
В этом году предложили по пятьсот тысяч рублей выпускникам, которые готовы поехать в сельскую местность и остаться там работать. Поиск происходил очень трудно. Вчерашние выпускники оказались не вполне готовы занять вакансии в сельской местности, даже получив полмиллиона рублей. Одними финансами, я думаю, вопрос закрыть не удастся. А порядка 50—60 процентов преподавателей — это люди, которые вплотную приблизились к пенсионному возрасту. Тем не менее это тот аспект, который мы не можем не учитывать при формировании кадровой политики.
ЦИФРА
500 тыс. рублей - сумма подъёмных для выпускника, который готов ехать в сельскую местность.