USD 103.7908 EUR 108.8705
 

«Моя фирма выжила!»

Светлана ГАВРИЛОВА.
Благодаря своему делу Елена Лукомская сейчас твердо стоит на ногах и с улыбкой заглядывает в будущее.  Фото Сергея ДЯТЛОВА.
Благодаря своему делу Елена Лукомская сейчас твердо стоит на ногах и с улыбкой заглядывает в будущее. Фото Сергея ДЯТЛОВА.

«Какая успешная!», — первая мысль, которая приходит на ум, когда беседуешь с Еленой. К сожалению, в последнее время успешность ассоциируется с дорогими цацками: машиной, квартирой, украшениями. У Елены машина в кредит взята еще до кризиса, скромная квартира-двушка выкуплена по ипотеке, муж — не денежный мешок, а программист, двое сыновей. Старшему семь лет, младшему — один годик.

Нормальная женщина в это время сидит в декретном отпуске и варит щи, а Лена до обеда на хозяйстве, потом бежит в офис на работу. Она — директор одного из туристических агентств Новосибирска. Познакомились мы с ней на церемонии награждения победителей регионального этапа общероссийской премии «Лучший молодой предприниматель года», где ей вручали диплом лауреата.

Никуда — в кризис
— Лена, сейчас вы директор фирмы, но мне трудно представить вас, обивающей пороги центра занятости. Как же так получилось?

— Да ещё с двумя высшими образованиями! У меня же диплом инженера-строителя и бухгалтера-аудитора. Двенадцать лет я проработала главным бухгалтером, но обстоятельства сложились так, что с последнего места работы пришлось уйти из-за разногласий с руководством. Уходила буквально в никуда, не думая о последствиях. А тут кризис… Пришлось искать новое место через городскую службу занятости. К счастью, в стране заработали антикризисные меры и на учет ставили не только тех, кого сократили, но и таких, как я. Сами знаете, что бывают обстоятельства, когда трудно доказать, что руководство тебя вынудило уйти.

Через две недели после обращения в службу занятости мне присвоили статус безработной и дали направления на несколько предприятий, где имелись вакансии по моей специальности. Потыкалась я по ним. В одном месте днем с огнем пришлось искать руководителя, в других не брали либо предлагали кабальные условия труда. Наступил момент, когда я уже начала опасаться за свое будущее. Ведь знала только бухгалтерский учет.

В каком направлении дальше двигаться? Еще пометалась я в поисках работы, и вдруг мне звонит инспектор службы занятости Оксана Сосновская, важный человек в моей жизни, и предлагает мне, как оказалось дальше, судьбоносное решение. Центр занятости приглашал безработных на бесплатные курсы для желающих открыть свое дело. Вначале я посчитала идею безумной. Откровенно говоря, когда по телевизору рассказывали о разных государственных программах поддержки, мне казалось, что это неправда или только для своих. Но я решила пойти хотя бы для того, чтобы двигаться вперед. В этом решении меня поддержал муж. Очень важно, когда твоя семья поддерживает и верит в тебя в непростое время.

Курсы — в помощь безработным
…На курсах публика собралась разношерстная, пришло человек сто, некоторым даже места не хватило. Читали много и всё, что нужно: маркетинг, бухучет, как составлять бизнес-план, работал психолог. Лекции были замечательные— читали практики, и я за три дня как будто прозрела в некоторых вопросах. Когда дело дошло до написания бизнес-плана, я решила открыть турагентство. Бухгалтерским учетом мне расхотелось заниматься.

За две недели написала бизнес-план, защитила его. Через два месяца мне перечислили грант из бюджета на открытие собственного дела — около семидесяти тысяч рублей плюс возместили расходы на приобретение печати, регистрацию фирмы в налоговой инспекции, расходы нотариуса. В ноябре я получила грант, а в феврале начала принимать первых клиентов.

— Вот так легко всё устроилось? Взяла бизнес-план и начала работать по нему?

Собеседница смеется:

— Если бы! Когда я решила заняться туризмом, не понимала, с чего начать. Подумала, что идеальным вариантом станет работа по франчайзингу. Связалась с крупным российским туроператором и подписала с ним договор. Смысл был в чем? Я работала как самостоятельное юридическое лицо, но использовала их марку. Ну и нахлебалась потом! С Москвой нужно было согласовывать всё — вплоть до оформления уголка потребителя в офисе и визиток. Взамен была обещана юридическая и бухгалтерская помощь, но всё так и осталось обещаниями. Вдобавок мое молодое предприятие оказалось в тисках кабального договора: необходимо было каждый месяц отправлять 12 тысяч рублей в Москву за использование торговой марки. Поработав какое-то время, я пришла к выводу, что туристу всё равно, где он приобретет тур— у компании с именем или у меня, его интересуют качество обслуживания да предоставляемые скидки. И я разорвала договор с москвичами.

Взлёт против ветра
— Денег от государства хватило на раскрутку?

— В принципе туризм не такая затратная отрасль. К средствам гранта я добавила еще собственные тридцать тысяч рублей, все деньги были потрачены на аренду помещения за два месяца, на мебель и оргтехнику. Первыми клиентами стали знакомые, которые могли себе позволить куда-то съездить. Первый год для меня стал самым трудным. Во-первых, экономить приходилось на всем, прежде всего на собственной заработной плате. Во-вторых, в феврале фирма открылась, а в апреле я родила второго ребенка. И тут новая подножка — Фонд социального страхования России отказывает мне в выплате декретных на основании, что я учредитель и директор в одном лице; мол, трудовой договор считается незаконным. В фонде посоветовали мне жить за счет прибыли (которой просто не было).

Билась я с этим фондом, билась и от отчаяния написала письма в администрацию Дмитрия Медведева и Владимира Путина. Очень быстро получила ответы от того и другого, которые меня обнадежили. И в августе 2010 года вышел новый закон, который позволял быть и директором, и учредителем, и мамой, и, соответственно, претендовать на декретные. Я горжусь, что внесла скромную лепту и очередная прореха в законе исчезла. Путину я пожаловалась еще вот на что. Как-то по телевизору показали сюжет про безработного, который открыл фирму и привлек другого безработного. И за его трудоустройство директор фирмы получил от государства 50 тысяч рублей. Я тоже пригласила наемного менеджера из числа безработных, но денег мне не выплатили. Денег по той программе я не получила в прошлом году, но зато с этого года такая возможность появилась у новосибирских предпринимателей.

— Когда пошли первые деньги в бизнес?

— К сожалению, с первым менеджером пришлось расстаться — она не обладала необходимыми деловыми качествами. Вот когда я поняла цену словам: хороший человек — еще не профессия. Денег не было, порой хотелось всё бросить. Решила я сменить менеджера— и пошли туристы. В каких-то случаях срабатывало и сарафанное радио. Так мы прошли этап «черных кошек». Знаете, что у фирмы четыре стадии развития? Первая, «черные кошки», когда вы никому еще не известны, Вторая — «звезды», предприятие набирает силу и рост (моя фирма как раз в этой стадии сейчас). Третья — «дойные коровы», когда нет отбоя от потока клиентов. И четвертая — «дохлые собаки», когда прибыли меньше и нужно либо закрывать предприятие, либо менять направление работы. Я надеюсь, что если мое детище выжило на первом этапе, то остальные стадии тоже удастся пройти. По статистике 75 процентов туристических фирм закрываются в первый год существования. А моя фирма выжила!

Когда вступаешь на путь открытия собственного дела, есть интерес не только ради денег. Я стала по-другому смотреть на жизнь, перестала бояться трудностей. Когда прохожу мимо центров занятости, где с утра занимают очереди безработные, так и хочется сказать: «Решите, чем вы действительно хотите заниматься, чтобы получать от своей работы удовольствие. И очень хочется перефразировать слова Генри Форда: «Не бойтесь трудностей — ведь самолет взлетает против ветра!

СПРАВКА
В 2010 году в Новосибирской области каждый третий безработный, получивший государственную услугу по содействию самозанятости, организовал предпринимательскую деятельность. Всего 1375 человек организовали свое дело. Основные направления деятельности бывших безработных — производство сельхозпродукции, торгово-закупочная деятельность, предоставление услуг населению.

ЦИФРА
5000 безработных было трудоустроено с начала года в области.