USD 102.5761 EUR 107.4252
 

От заката до «Рассвета»

Наталья БУРМИСТРОВА.

— В конторе он бывает редко. Звонить надо домой — рано утром или поздно вечером. Геннадий Иванович вместе с супругой целыми днями пропадают на ферме.

— Правда, правда, — услышала я на другом конце провода голос Золоташкина, последовав этому совету. — Мы ведь сейчас коров доим три раза в день. И пока сам не доглядишь — толку не будет. Ни бригадира, ни управляющего у меня нет…

Рубли с неба не падают
Дотошно вникать в хозяйственные дела обязывает статус собственника, который отвечает за всё личным рублём. А они, рубли, с неба не падают. Это раньше государство списывало колхозам да совхозам долги.

Когда акционерное хозяйство «Мусинское» медленно, но верно пришло к банкротству, его директор Геннадий Золоташкин не стал ставить крест на сельском хозяйстве в селе Мусы. Он взял в рассрочку оставшееся имущество, которое кредиторы не прибрали к рукам, и пустился в самостоятельное плавание. Зарегистрировал общество с ограниченной ответственностью с обнадёживающим названием «Рассвет».

Начинать пришлось с десятка коров. Такая тоска наваливалась при виде пустующего скотного двора! Но не было бы счастья, да несчастье помогло. Когда инвесторы свернули животноводство на Безлюдненской ферме, Золоташкин купил у них тридцать нетелей. Пришлось, конечно, залезть в долги — взял кредит. Ему повезло: в 2009 году работала ведомственная программа развития скотоводства, и тем, кто покупал скот молочного направления, полагалась солидная поддержка. Золоташкину компенсировали более восьмисот тысяч рублей.

В прошлом году инвесторы Первомайского решили распрощаться с животноводством. Руководители района не могли позволить, чтобы коров пустили под нож. Поголовье дойного стада и без того сократилось. Покупателя в лице того же Золоташкина недолго пришлось уговаривать. Прирастить дойное стадо на сто коров — мечта настоящего хозяйственника, а уж тем более сейчас, когда цена на молоко поднялась. Вот только удастся ли одолжить два с половиной миллиона рублей — на этот счёт были большие сомнения.

— Спасибо администрации Каргатского района, которая помогла всё уладить. В «Россельхозбанке» я оформил и получил кредит всего за две недели, — с удовлетворением вспоминает Золоташкин.

За три дня коров перевезли с первомайских выпасов. Было это в начале ноября. В эти дни даже у самого нерадивого хозяина животные стояли в помещении и получали зимний рацион. А первомайские бурёнки довольствовались подножным кормом, жёлтой, пожухлой травой. Как кормились — так и доились. По литру молока не давали. Но постепенно адаптировались. Сейчас директор доволен:

— Заходишь на ферму и душа радуется — полный коровник скота.

Молоко нынче в цене
Для пополнения маточного стада хотят вырастить здесь своих пятьдесят тёлочек да тридцать племенных голов купить. Новорождённых бычков отпаивают молозивом и продают по три с половиной тысячи рублей за «штуку». Их берут на доращивание свои работники. А также соседи — форпосткаргатцы и каргатцы.

Молоко нынче в цене. За последние три месяца прошедшего года мусинцы продали его на семьсот семьдесят четыре тысячи рублей.

— Если бы цена не падала, не надо и никаких дотаций, — уверен директор.

Разумеется, выручка зависит не только от стоимости продукции, но и от объёмов реализации. Когда на ферме стало больше порядка (перестали растаскивать молоко, комбикорма), повысились и надои. В прошлом году каждая бурёнка дала в среднем три тысячи триста восемьдесят один килограмм молока. Когда такое было в Мусах?!

Радует и качество продукции. Всё молоко сдано первым сортом. Пока дорогих охладителей не заимели, обходятся с помощью природных. На лето заготовили четыре бурта снега.

Деньги Золоташкины умеют считать. И там, где можно, стараются экономить. Например, летнюю доильную площадку перенесли с поля на ферму. Коровы пасутся на пастбищах, а доятся и отдыхают в помещении. За счёт этого из строки «расходы» исчезли транспортные — на перевозку доярок в поле и доставку молока.

А вот на препараты для профилактики и лечения скота средств не жалеют. За работу и взаимопонимание благодарны районной ветеринарной службе, которую возглавляет Павел Михеев. По первому зову спешат в деревню айболиты, не считаясь с выходными.

Финансовый год для хозяйства «Рассвет», по оценкам самого руководителя, сложился неплохо:

— Мы рассчитались с Пенсионным фондом, с энергетиками, заканчиваем выплачивать долг за имущество… Тридцать первого декабря выдали зарплату за декабрь.

Сегодня на ферме у Золоташкиных трудятся пять доярок (с подменой), два ночных и два дневных сторожа, два кормача. Коллектив неплохой, но лишний градус ответственности кое-кому не помешал бы.

В ближайших семейных планах Золоташкиных — организация крестьянско-фермерского хозяйства, которое возглавит сын Роман. В 2009 году они обзавелись «хрюкающим» поголовьем. Купили в Краснозёрском свиней — ландрасов и сибирской мясной породы. Теперь на домашней ферме разгуливает целая сотня молодой поросли. Двухмесячных хрюшек Золоташкины продают, пополняя тем самым семейную копилку. А для того, чтобы там что-то звенело, трудиться семейству Золоташкиных приходится немало.