USD 103.7908 EUR 108.8705
 

Инновационный «ноктюрн» на воде. Следующий — на солнце?

Светлана ГАВРИЛОВА.
Это — не реклама автомобиля. Наталья Стасюк, генеральный директор компании «САН» демонстрирует изображение, выполненное наночернилами  на обычной… кафельной плитке. Фото Михаила ПЕРМИНА.
Это — не реклама автомобиля. Наталья Стасюк, генеральный директор компании «САН» демонстрирует изображение, выполненное наночернилами на обычной… кафельной плитке. Фото Михаила ПЕРМИНА.

Пока тысячи ученых мужей в научных институтах разрабатывают идеи, многие из которых так и останутся невостребованными сенсациями на бумаге, новосибирская компания «САН» срочно пытается закрыть горящие вакансии. Компания приглашает на работу в Японию, Турцию, Индию, Южную Корею, Австралию. Список постоянно расширяется: во всем мире все больше бизнесменов покупают продукцию новосибирской компании.

Рисунки на кофе
В Новосибирской области «САН» стала первой инновационной компанией, которой два года назад государственная корпорация РОСНАНО выделила финансирование. А в прошлом году компания победила в первом конкурсе инновационных проектов «Факел-2010», организованном технопарком новосибирского Академгородка при поддержке правительства Новосибирской области. Фишка конкурса заключалась в том, что победителя путем интерактивного голосования определяли сами новосибирцы. «САН» получила награду в номинации «Лучший экспортно-ориентированный высокотехнологичный продукт года» за широкоформатный чудо-принтер, при помощи которого можно наносить печать практически на любые поверхности, в том числе и на обычную… воду.

История последнего достижения почти анекдотична. Однажды в программе «Прожекторперисхилтон» телеведущие Сергей Светлаков, Иван Ургант, Гарик Мартиросян и Александр Цекало обсуждали, с какими последними достижениями наноиндустрии познакомил Анатолий Чубайс Премьер-министра России Владимира Путина. Среди прочих глава РОСНАНО продемонстрировал принтер, «который может печатать на невозможных поверхностях». Аннотация попалась на острый язычок ведущим: «А что же это за невозможные поверхности, вода или, может быть, облака?».

Сибиряки всё это выслушали. И дали «наш ответ Чемберлену» через два месяца.

— Специалисты нашей компании, работающие в Турции, решили попробовать напечатать первую пробу на поверхности кофе, налитого в чашку. Смысл в том, что полимер в составе чернил образует очень тонкую пленку. Далее пленка моментально затвердевает при помощи ультрафиолета и удерживается на воде за счет разницы плотностей и адгезии. После этого впервые в мире технологию печати УФ-отверждаемыми наночернилами на воде «САН» продемонстрировала на Международной выставке наружной рекламы в Турции, — рассказывает Наталья Стасюк, исполнительный директор этой компании.

30 тонн чернил в месяц
История компании «САН» — яркий пример не только собственных успешных изобретений, но и их внедрения. А начинали ребята, как обычные «продажники»: привозили в Россию китайские принтеры и чернила к ним. Потом у клиентов появились определенные нарекания к китайской продукции, а в компании задумались, как этого избежать и усовершенствовать чернила. И решили сделать собственные. Надо сказать, что это было несколько самонадеянное решение.

— Процесс оказался сложный, многоступенчатый, необходимо было выполнить ряд сертификационных испытаний, — вспоминает Наталья Стасюк. — Сегодня компания производит около 30 тонн чернил в месяц.

Три года назад впервые в мире в Новосибирске была разработана уникальная UV-LEД-технология печати, которая произвела настоящий фурор в отрасли.

И компания «САН» начала продавать не только чернила, но и принтеры собственного изобретения, а затем и сам бизнес «под ключ». Только в этом году компания продала 40 франшиз по всему миру. Поэтому на мой вопрос о конкурентах Наталья Стасюк называет не производителей принтеров, а «McDonalds». Ведь «САН» так же, как и американский производитель фаст-фуда, успешно тиражирует бизнес по всему миру.

Фото для президента
— Наталья Викторовна, и в России, и в Новосибирске много тех, кто придумывает гениальные идеи. Почему у «САН» получается их хорошо продавать?

— Безусловно, играет роль то, что мы сами «выросли» из продаж. Мы понимаем потенциал рынка, улавливаем спрос. В структуре компании, помимо разработчиков чернил и оборудования, имеется специальное подразделение, в котором работают специалисты по продажам, на сегодня это 90 сотрудников. Также мы самое серьезное внимание уделяем сервисному обслуживанию. В нашем сервисном подразделении — сорок человек, по нескольку месяцев в году им приходится находиться в заграничных командировках.

— Трудно ли было получить финансирование РОСНАНО? В чем плюсы и минусы совместной работы?

— Процедура получения оказалась очень длительной. Вначале писали бизнес-план, потом компания подтверждала цифры перед многочисленными аудиторами. Решение о включении нас в финансирование наблюдательный совет РОСНАНО принял в сентябре 2009 года, а первые деньги мы получили только в апреле 2010 года. Пришлось менять и структуру компании. «САН» стала закрытым акционерным обществом, РОСНАНО приобрело 25 процентов акций. Само акционерное соглашение прописано таким образом, что ни одно ключевое решение нельзя принять без РОСНАНО. Ну это естественно, когда новый акционер приходит в компанию… В то же время появились положительные моменты. Во-первых, у нас ведется более прозрачная и понятная отчетность. Во-вторых, брэнд РОСНАНО помогает компании в дальнейшем продвижении.

В связи с этим я вспоминаю такой курьезный случай. Мне позвонил один московский журналист, когда узнал, что получили финансирование: «Ну, как же вы там, ребята из маленького Бердска, теперь на вас мировая слава навалилась, как вы себя чувствуете?». Пришлось ему напомнить, что экспортом высоких технологий мы занимались еще раньше, чем нас заметили в Москве, оборудование «САН» установлено более чем в 50-ти странах мира, компания участвовала в 60-ти международных выставках. Одна из самых масштабных — «ЭКСПО-2010», где с нашей экспозицией ознакомился Дмитрий Медведев. Мы подарили президенту фото, отпечатанное по УФ-технологии на стекле.

Себя мы считаем все-таки новосибирской компанией, хотя действительно арендуем площади БЭМЗа в Бердске. Просто нас устраивает цена аренды. Ну, а сотрудники на служебном автобусе легко добираются из Новосибирска.

…Перефразировав известное выражение Владимира Маяковского «А вы ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб?», можно утверждать, что инновационный «ноктюрн» «САН» — не последний. Чем же готова удивить мир компания после изобретения сенсационных чернил на воде? По словам Натальи Стасюк, уже в конце этого года компания готовится представить новую разработку — технологию печати солнечных батарей. С одной стороны, будет существенно снижена стоимость солнечной батареи. В качестве рабочего слоя химики-разработчики компании тестируют новые составы вместо традиционных кремниевых. В области солнечной энергетики готовится если не революция, то переворот…

КОММЕНТАРИЙ
Мич ГУДМЕН, исполнительный вице-президент предприятия-дилера Hewlett Packard:
— Впервые мы узнали о компании «САН», пионере в области применения УФ-светодиодных блоков, в Америке около пяти лет назад и с тех пор поддерживаем с ней связь. Поскольку я представляю интересы крупного дистрибьютора широкоформатных принтеров на рынке США, разработки «САН» для нас очень интересны. Хочу отметить, что принтеры новосибирской компании отличаются высокой технической надежностью. Поэтому нас не пугают определенные сложности в доставке оборудования. Еще меня и моих коллег удивило, что в «САН» работает много специалистов, имеющих глубокие знания в области широкоформатной печати. Они молоды, но уже профессионалы высокого класса! Приятно иметь с ними дело, да еще в далекой Сибири.

Фотографии статьи
Одна из последних разработок компании — промышленный принтер. Во всем мире их раскупают как горячие пирожки. Фото Михаила ПЕРМИНА.
Технологии «САН» позволяют воспроизводить на поверхностях любые изображения, в том числе произведения великих художников. Фото Михаила ПЕРМИНА.