USD 103.7908 EUR 108.8705
 

Бизнес — старт не для ленивых

Зоя ТЮРИНА.
Выполнение бизнес-плана — дело серьезное (супруги Кеслер и специалист службы занятости Татьяна Осадшая (справа). Фото Зои ТЮРИНОЙ.
Выполнение бизнес-плана — дело серьезное (супруги Кеслер и специалист службы занятости Татьяна Осадшая (справа). Фото Зои ТЮРИНОЙ.

Статус этот Владимир Иванович счел для себя оскорбительным. Сильному полу ведь на роду написано обеспечивать семью, быть опорой для жены и детей. А тут муж и отец ездит отмечаться в центр занятости населения, собирает справки, что не в состоянии по месту жительства устроиться на работу…

Решили попробовать
Год назад Владимиру Кеслеру предложили принять участие в программе, которая стимулирует безработных к организации своего дела. Причем это помощь не только советом, конкретными консультациями, но и материальная. Выдается субсидия — 73 тысячи рублей — для бизнес-старта.
На семейном совете решили попробовать. Но какое дело в селе можно придумать?

Составление бизнес-плана по свиноводству много времени не заняло, потому что здесь реально помогали консультанты центра занятости. А вскоре на счет начинающего предпринимателя и деньги поступили.

К государственной субсидии Владимир Иванович и его жена Ирина добавили 25 тысяч рублей из семейного бюджета и купили пять породистых свиноматок, борова и двадцать поросят. С них и начался отсчет их будущей свинофермы.

Сейчас у Кеслеров уже пять свиноматок, две из них принесли потомство, три на подходе. В качестве «специализации» семья выбрала именно продажу поросят. И вскоре убедилась, что для них это самое выгодное дело.

Первая задача — наладить производство кормов. Из собственных источников у них только зерно на три земельных пая да картошка. Да еще прошлый год выдался неурожайный. Даже картошки, которую по осени обычно не знали, куда девать и сбывать, едва собрали себе на еду. Так что весь скот зимует на покупных кормах.

К Кеслерам мы приехали с ведущим инспектором районного центра занятости населения Татьяной Осадшей. Она для хозяев — как наставник в работе, и потому быстро завязывается разговор, интересный обеим сторонам. Сообща собеседники пытаются определить, на какой стадии развития находится дело бывшего безработного Кеслера и что надо предпринять, чтобы движение вперед не останавливалось.

Доходы, расходы
Ирина приносит папку с документами. Она в семье за бухгалтера, поэтому доходы и расходы своего небольшого хозяйства знает наизусть. Документы нужны лишь гостье.

— Осенью на двадцать тысяч рублей купили зерна. До весны хватит, а там еще покупать надо. Регулярно приходит ветврач: осматривает поголовье, делает прививки, лечит. Визиты, конечно, платные. Еще покупаем витамины, минеральные добавки, в свиноводстве без этого никак.

Муж сообщает о других предстоящих тратах. В прошлом году не успели построить свинарник. Начали, но на завершение не хватило средств. И пришлось свиньям «снимать угол» в коровнике. Это, конечно, не дело. Свиньи, что бы про них ни говорили, — животные чистоплотные и чуткие к условиям содержания. Формула «абы как» здесь не проходит. Значит, надо вкладываться в строительство.

Но в этой «строчке» предстоящих расходов семья, похоже, еще выкрутится. А вот потребность в тракторе встает уже во весь рост, и тут нужны суммы другого порядка. Без кредита никак не управиться.

Однако отношения с банками не складываются. Дело в том, что у Владимира Кеслера нет кредитной истории. Это значит, что он никогда не брал кредита, и банк поэтому не знает, можно ему доверять или нет.

Ну а как же доходы с подворья? Они, конечно, продают мясо, но выхода на крупный рынок, а значит, и на более высокие цены пока не имеют. Их покупатели — в основном знакомые, знакомые знакомых, которые хорошо если дадут по 140 рублей за килограмм свинины.

Раскрутка в любом бизнесе, даже в таком маленьком, как свиноферма на личном подворье, требует уйму труда и вложения средств. Владимир Кеслер в самом начале этого пути. Государство помогло ему заложить фундамент своего дела, но, прежде чем это дело начнет приносить хозяину реальные доходы, работать еще и работать.

В принципе перед трудностями он не пасует. Придет лето, достроит он свой свинарник. Тем более на подворье у него не только свиньи, но и две коровы, целая кошара овец, так что деньги найдутся. Есть взрослый сын-помощник— в четыре руки и завершат строительство.

Да и государство не бросает трудолюбивых. Программа службы занятости — не единственная, которая оказывает помощь фермерам и владельцам личных подворий. В рамках какой-то из них появится возможность взять кредит на покупку трактора. Все впереди.

Отрицательного опыта нет
Кстати, по дороге Татьяна Осадшая рассказала много интересного о самой программе поддержки бывших безработных. Реализуется она в Барабинском районе уже два года. В 2009-м была выдана 21 субсидия, в 2010-м — уже 34. Есть еще желающие начать свое дело. Открывают мастерские, торговые точки, но в основном-то селяне останавливают выбор на привычном — разведении скота. И приобретают шанс зарабатывать.

Деньги, полученные в рамках программы, возврату не подлежат, но существует контроль за их целевым использованием. То есть через год надо доказать, что приобрел на них только то, что тебе понадобилось для дела. Поэтому работники службы занятости регулярно встречаются с получателями субсидий, наблюдают, как идут у них дела. И уверяют, что отрицательного опыта по реализации программы в районе нет.

А вот популярность ее, как видим, растет. Причем не только за счет официальной информации, но и с помощью «сарафанного радио». Один в деревне оформил субсидию, организовал дело — и все увидели результат. Потом приехали посмотреть из соседнего села. Так сказать, с экономическим интересом. Пособие по безработице невелико, да и не платят его вечно. А тут реальное дело.

От редакции: О примерах развития собственного дела, только в других, городских, условиях (в г. Барабинске), читайте в материале нашего корреспондента Зои Тюриной завтра, 9 февраля.

Фотографии статьи
Владимир Кеслер — хозяин большого подворья. Фото Зои ТЮРИНОЙ.
Владимир Кеслер — хозяин большого подворья. Фото Зои ТЮРИНОЙ.