USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Возвращение башни

Дарья ДОРОТОВА.
Башенку возвращают на историческое место.  Фото Михаила ПЕРМИНА.
Башенку возвращают на историческое место. Фото Михаила ПЕРМИНА.

Деревянную конструкцию восстанавливали примерно полтора месяца. Стоит взглянуть на старые чёрно-белые фотографии, и становится понятным: проектировщики старались воссоздать её в точности такой, какой она была прежде. Только версия о существовании на вышке громоотвода поддержки не нашла: по словам специалистов, молниеотвод к шпилю в виде креста не подведён. Забраться на вышку пока невозможно, потому что ремонт кровли по-прежнему продолжается.

— Мы поменяли утеплительное перекрытие, настилы на перекрытии, частично стропильную систему, полностью обрешётку и металл, — рассказал руководитель Новосибирского отделения фирмы «ЕНКО» (подрядчик работ по ремонту кровли) Александр Безменов. — Весной пожарную каланчу покроют штукатуркой и украсят резными деталями в стиле фасада музея.

На чердаке пахнет свежим деревом и цементом. Некогда красная кирпичная кладка почернела от времени. Здесь не ходят, а скорее катаются: пол застелен полиэтиленовой плёнкой и потому до невозможности скользкий. Чердак от пожарной каланчи отделён двумя лесенками. Только наш фотокорреспондент успел преодолеть половину этого пути, как на него прикрикнули: нельзя, мол, без страховки, опасно. На память успел-таки щёлкнуть новоиспечённую конструкцию. Деревянные детали поднимали сюда краном, а вот выставлять их по отметке пришлось уже вручную. Это притом, что части «конструктора» весят порядка 500 килограммов. Для восстановительных работ понадобилось около полутора миллионов рублей.

Когда в прошлом веке башню демонтировали, городской торговый комплекс претерпел ещё более весомое изменение. К примеру, прежде в центре здания располагался сквозной проезд, который был попросту заложен кирпичами. В общем, строение в центре современного Новосибирска пережило немало. И сколько ещё переживёт! Как известно, сотрудники музея уже предприняли меры для восстановления исторического облика корпуса.

— Наша компания работает над фасадом краеведческого музея, — подвел итог нашей встречи главный инженер «Регионстройинвест» Андрей Чернов. — Например, подходы будут выложены таким кирпичом, который применяли в начале двадцатого века — он изготовлен по тем технологиям. Из этого же кирпича будут вкрапления в кладке у входов. Наши строительные работы завершатся уже через две-три недели, а полностью реконструкция закончится в марте 2011 года.

ДОСЛОВНО
Начальник отдела по научной обработке музейных коллекций Новосибирского государственного краеведческого музея Игорь САМИРИН:

— Единой оценки функции этой башни нет. По первой и, наверное, самой близкой к истине версии башня имела противопожарное значение. Поскольку городской торговый корпус был одним из первых каменных зданий, здесь, в центральной части, он долгое время был самым высоким. При этом город был малоэтажным — один-два этажа: все три городских района тогдашнего правобережья — Центральный, Вокзальный и Закаменский — были видны как на ладони. Поэтому было легко заметить, если где-то произошло возгорание. Существовали три типа сигнала: синий флажок означал, что пожар небольшой, локальный, желтый — достаточно серьёзный, красный — крупный.

Вторая версия связана со шпилем в виде креста. Существует мнение, что эта башенка и шпиль служили громоотводом. Это было очень важно, так как в этом здании находились и локальная электростанция, и телефонная станция. Также здесь располагались органы власти — городская дума, управа, казначейство, государственный банк. Если бы молния попала, — а перекрытия все в здании деревянные, — оно бы в пять минут сгорело.

И, в-третьих, в одном из справочников по Томской губернии было упомянуто религиозное значение этой башенки. Якобы в городском торговом корпусе имелась часовенка. Может быть, это было то место, куда можно было прийти и помолиться. Хотя нигде не было упоминаний, что за часовней городского торгового корпуса закреплён служитель церкви.

Фотографии статьи
Башенку возвращают на историческое место. Фото Михаила ПЕРМИНА.