USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Депутаты готовы подставить плечо правоохранителям

Вадим ГЛУХОВ.

Обращаясь к участникам дискуссии, председатель регионального парламента Иван Мороз отметил:

— Показатели минувшего года свидетельствуют о позитивных сдвигах в работе правоохранительных органов — от наведения порядка на дорогах до раскрытия громких преступлений. Но сегодня мы хотим обсудить, что могут сделать депутаты Заксобрания для обеспечения деятельности правоохранителей. Мы готовы рассмотреть любые инициативы и подставить свое плечо. Речь идет о стабильности и порядке. Будет стабильность — будет повышаться и уровень жизни. Мы готовы сотрудничать и делать все возможное в рамках полномочий Заксобрания, чтобы не допустить на нашей территории националистических проявлений, террористических актов, дестабилизации сложившейся обстановки.

Несут «ген» коррупции
О практике применения законодательства в противодействии коррупции рассказал первый заместитель прокурора Новосибирской области Сергей Воронов. Используя полномочия в сфере надзора за исполнением законов о государственной и муниципальной службе, прокуратура оценивает законодательные акты на предмет их уязвимости от коррупционных проявлений. Таким образом, экспертной оценке были подвергнуты 8 530 нормативных актов, установлен 761 фактор слабой защищенности от коррупции. Уголовных преступлений коррупционной направленности выявлено 1171, возбуждено 314 уголовных дел, осуждено 142 человека.

— Уровень коррупции в стране не просто тормозит, он блокирует развитие государства и общества, — подчеркнул заместитель начальника департамента по обеспечению взаимодействия в сфере обороны и безопасности аппарата полномочного представителя Президента РФ в Сибирском федеральном округе Александр Хрыкин. — Теракт в Домодедово показал, что еще недостаточно эффективно работают правоохранительные органы, есть определенные пробелы в законодательстве, которые необходимо постоянно совершенствовать.

Почему расходы не декларируют?
Насколько предлагаемые изменения в уголовном законодательстве относительно увеличения экономических санкций в отношении коррупционеров эффективны? Александр Хрыкин считает, что сомневаться в этом не приходится. Крупный взяточник не боится тюрьмы — его греет мысль: «Отсижу и выйду на свободу, деньги помогут снова встать на ноги». Другое дело, если за изобличенной взяткой последует взимание многократно увеличенного штрафа.

Например, «взял» миллион, а отдавать придется 30. Не получится быстро — судебный пристав будет ходить за должником по пятам и не даст даже за границу выехать, пока тот не рассчитается с государством и банк ему не даст кредит… Будет о чем подумать.

— Есть ли необходимость для предотвращения взяточничества обязать граждан подавать не только декларацию о доходах, но и декларировать свои расходы? — задался вопросом депутат Вадим Агеенко.

Александр Хрыкин согласился, что этот опыт, уже используемый во многих европейских странах, стоило бы взять на вооружение:

— В идеале все граждане должны подавать декларации о своих расходах, но поскольку это связано с определенными затратами, делать это нужно поэтапно и начинать надо с чиновников.

Меньше, но лучше?
Заместитель председателя комитета Заксобрания по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности Сергей Канунников поднял для обсуждения вопрос о том, как будут решаться вопросы деятельности участковых в связи с сокращением их численности и переводом на финансирование из федерального бюджета. Заместитель начальника милиции общественной безопасности ГУВД по Новосибирской области Борис Речкин сообщил, что до перевода на финансирование из федерального бюджета областные власти при поддержке федеральных целевых программ постарались полностью обеспечить участковых помещениями и транспортом для работы. Однако, как заметил Борис Речкин, значительно возрастает нагрузка на сотрудников: если сейчас каждый участковый обслуживает в сельской местности четыре деревни, то после сокращения количество населенных пунктов на участке увеличится до восьми.

Его ответ дополнил заместитель начальника департамента по обеспечению взаимодействия в сфере обороны и безопасности аппарата полпреда президента в Сибирском федеральном округе Александр Хрыкин:

— Федеральное законодательство допускает дополнительное финансирование участковых из средств регионального бюджета. А вопрос о нагрузке участковых, с учетом реалий сибирской глубинки, полпред президента намерен обсудить с министром внутренних дел РФ.

Нужен закон
Как признали участники дискуссии, серьезной проблемой, напрямую влияющей на правопорядок, является фактическое отсутствие системы профилактики совершения правонарушений лицами, ранее судимыми, злоупотребляющими спиртными напитками, наркоманами, лицами без определенного места жительства и средств существования. Особенно в сельских районах, где сегодня, по данным милиции, распространяется самогоноварение. Представители МВД высказали сожаление, что в Новосибирской области до сих пор отсутствует норма, ограничивающая либо запрещающая изготовление в домашних условиях крепких алкогольных напитков.

В ходе полемики вновь всплыл вопрос о необходимости принятия закона о добровольных дружинниках — помощниках участковых уполномоченных милиции, что приобретает особую актуальность в условиях масштабного сокращения милицейских кадров. В том, что дружинники на улицах нужны, никто не сомневается. Отметим: в ряде субъектов РФ законы об участии граждан в охране общественного порядка давно приняты, что приносит результаты. В Новосибирске помощь милиции оказывают активисты Территориальных органов самоуправления.

Подводя итоги «круглого стола», заместитель председателя комиссии Законодательного собрания по взаимодействию с правоохранительными органами и противодействию коррупции Владимир Захаров отметил, что каждая из поднятых проблем будет тщательно обсуждена на заседаниях комиссии по взаимодействию с правоохранительными органами.