USD 102.3438 EUR 106.5444
 

При любом строе — строим

Юлия БЫКОВА.
Флаги, форма... Все как в романтические годы создания стройотрядов. Фото из архива НШССО (Новосибирский штаб студенческих строительных отрядов).
Флаги, форма... Все как в романтические годы создания стройотрядов. Фото из архива НШССО (Новосибирский штаб студенческих строительных отрядов).

Мама, узнаёшь брэнд?
Ирина Соловьёва занимает одну из главных должностей стройотрядовского движения: она комиссар. Ирина стояла у истоков возрождения стройотрядов в Новосибирске. Почти десять лет она наблюдает круговорот изменений на своеобразном мостике из идеологически заряженного строительства светлого будущего на торопливую трассу ХХI века. Главная задача на первом этапе существования обновлённых стройотрядов, по словам Ирины, была непростой: сохранить устои и узнаваемую атрибутику, не проигнорировав при этом дыхание нового времени.

— Начало работы было похоже на авантюру, — рассказывает Ирина. — Сначала мы просто нащупывали способ работы, искали направления, пути. Приходилось воссоздавать старую культуру, ориентируясь при этом на совершенно новых студентов. Ведь ребята уже не те, что в 50—80-е годы. Мэр Новосибирска оценил эффективность нашей работы. Так мы стали частью комитета по делам молодёжи при мэрии города. Но финансирование появилось не сразу, поэтому многое пришлось делать своими силами. Сами создали команду, разработали символику. К дизайнерам и прочим специалистам не обращались, так что культура наших стройотрядов оказалась собственной, не навязанной извне — иначе она бы просто не прижилась. Но мы, конечно, опирались на традиции. Ведь важно сохранить «брэнд» стройотрядов. Вот скажет молодой человек: «Я — член стройотряда», и мама поймёт, о чём речь. И всё старшее поколение поймёт, о чём речь. Никаких тебе непонятных названий.

Символично, что десятый год жизни возрождённых стройотрядов в Новосибирске ознаменовался выходом отдельного федерального закона, им посвящённого. До этого деятельность бойцов — так издавна называют себя члены строительных штабов — юридически попадала в категории «бригады», «студенческие трудовые отряды», а то и вовсе «молодёжные объединения». Теперь же стройотряды заручились официальной поддержкой на федеральном уровне.

Интернет на смену комсомолу
Масштабных строек нет уже давно (если, конечно, не брать в расчёт строительство олимпийских объектов в Сочи). Этап активной застройки страны давно пройден. Тем не менее сегодня строительные отряды не просто не утратили своей актуальности, не прекращая свою деятельность во многих регионах, но и повсеместно получают второе дыхание. Что же сегодня заставляет студентов браться за лопату и мастерок?

Основная мотивация молодых людей, вступающих в стройотряды, как бы прагматично это ни звучало, — возможность заработать деньги. Пусть небольшие, зато свои. И это понимают все. Причём стремление заработать первые кровные в прежние времена было столь же актуально, как и сейчас. Естественно, учёбу в вузе нелегко совместить с подработкой, не говоря уж о том, чтобы параллельно трудиться по специальности. Поэтому строительный отряд — оптимальный вариант для студента, желающего и учиться, и самостоятельно зарабатывать на жизнь. По этой причине в рядах бойцов сегодня немало студентов, приехавших учиться из других городов, у которых нет возможности полагаться на материальную помощь родителей.

Другой путь в стройотряд стал более очевиден в эпоху интернета и распространения социальных сетей. Вступил в отряд — позвал друга. Это раньше попадали из пионеров в комсомольцы, а потом становился бойцом. Однако способ «передай другому» в наш технологичный век, как видно по результатам, немногим уступает традиционному комсомольскому «пиару».

Бойцы нового века
Тем не менее к работе в строительном отряде готов далеко не каждый современный молодой человек. И если ещё несколько десятилетий назад для шестнадцатилетнего парня работа на заводе была нормой, то сегодня и в 18 не все готовы к самостоятельной жизни.

По словам Ирины, сегодняшние студенты более благополучны. Нынешнее общество предлагает молодому человеку многие блага уже в готовом виде, только руку протяни. Кроме того, среди современных родителей распространена порочная практика баловать своего отпрыска. Неудивительно, что к новому поколению комиссарам отрядов приходится вырабатывать новые подходы.

Однако в отличие от своих советских предшественников современный молодой человек уже знает, что в стройотряд приходит лишь на два с половиной года, чтобы, пройдя очередной жизненный этап и взяв от него максимум практической пользы, двинуться уже по профессиональной стезе.

Вместе с целеустремлённостью появился и индивидуализм. Сегодняшние студенты ещё со школы привыкли работать на себя. Психологи бьют тревогу, заявляя об отсутствии эмпатии — способности почувствовать состояние другого человека, в то время как телевизионная реклама вовсю призывает к индивидуализму. Поэтому командный дух — одна из ценностей, традиционно пропагандируемая в рядах стройотрядовцев — многим теперь прививается с трудом.

Ирина, однако, не сетует на то, что ей достались не самые лёгкие воспитанники. Я знаю, как они могут себя проявить в трудной ситуации, как они умеют работать. Наверное, это минус работы в стройотряде — я вижу только хорошую молодёжь, а не ту, которую ругают. Безынициативные и «неблагополучные» к нам просто не приходят».

Походная романтика
Что же изменилось в самой философии строительных отрядов? В советском прошлом осталась, пожалуй, лишь политическая составляющая. Жёсткую партийную пропаганду сменила лояльность ко всем политическим партиям и толерантность во всех отношениях.

Что осталось неизменным, так это романтика. Большинство атрибутов, позволяющих проникнуться особой атмосферой движения, сохранились ещё со времён основания отрядов. Песни, знакомые советским комсомольцам, сегодняшние бойцы поют у костра до сих пор. И это несмотря на то, что постоянно появляются новые.

Одно из таких свидетельств «старины» — бойцовка — форменная куртка стройотрядовца (большинство сегодняшних молодых людей слова-то этого не слышали). Узнаваемый атрибут движения тесно связан с непоколебимыми традициями молодых активистов, в прошлом комсомольцев, и благополучно перенёс эти традиции через десятки лет. Впрочем, стройотрядовское движение, как никакое другое, богато элементами материальной культуры. Тут вам и флаг, и значки, и всевозможные нашивки. Но только с ветровкой цвета хаки связаны главные обычаи, легенды и приметы стройотрядовцев, которые не забылись с советского времени.

— Бойцовка индивидуальна, — объясняет комиссар Ирина. — Никто не может даже надеть чужую бойцовку. Выдаётся она только по окончании первого рабочего сезона. Бойцовку не рекомендуется стирать. Считается, что после стирки она утеряет драгоценный стройотрядовский дух. Ну и, разумеется, бойцовку нельзя осквернять. Знаете, у новосибирского штаба действует жёсткий сухой закон: даже на официальных мероприятиях наши бойцы не употребляют спиртные напитки. Ни один боец даже не пригубит спиртного, предварительно не сняв с себя бойцовку. Ругаться у нас, конечно, тоже не принято. Но что уж там, все мы люди. Поэтому считается, что одно дело ты выругался без формы, а другое дело — в бойцовке. Второе уже осуждается! А если серьёзно, бойцовка — это такой «паспорт» стройотрядовца, и небрежное отношение к нему может бойцу дорого обойтись…

Действительно, бойцовка — не просто предмет своеобразного культа. Настоящего бойца стройотряда непременно встречают по одёжке. То есть, конечно, по бойцовке. Именно на ней, а вовсе не на бумажке, отражена вся информация о карьере стройотрядовца. Значки и нашивки, каких в арсенале «бывалого» в изобилии, рассказывают о работе бойца практически всё, вплоть до мелочей: где работал, чем отличился, каков стаж.

Кстати, во многих регионах нашу любимую бойцовку привыкли называть «целинкой». Это тоже наследство советского времени, когда по всей стране поднимали целину.

Лучшее, конечно, впереди
Ирина уверена, что за движением стройотрядовцев будущее. И вовсе не потому, что страна превратится в большую стройку. А просто потому, что ребят, готовых браться за работу не ради денег, не ожидая подачек от государства, меньше не становится.

— Я думаю, стройотрядовское движение будет искать новые формы работы, — говорит Ирина. — Мне кажется, в скором времени во всех вузах появится движение студенческих отрядов. Где-то они будут формальные, где-то настоящие. Надеюсь, увеличится и количество российских строек. Я бы очень хотела, чтобы появились такие знаковые объекты, как БАМ.

Сегодня в стройотряды вступают самые разные молодые люди — с разными привычками, воспитанием и интересами. Словом, люди, сформированные многообразным влиянием огромной информационной среды. Поэтому сплочённость стройотрядовцев сегодня ценится особо. И она уже, скорее, добровольная, чем добровольно-принудительная. Вступать или не вступать в ряды бойцов — теперь вопрос выбора. А по чему ещё судить об истинных устремлениях сегодняшней молодёжи, как не по количеству таких вот добровольцев, сделавших свой выбор в отсутствии какой бы то ни было направленной рекламы.