Братья Запорожец: «Работы не боимся!»
Мы родились в этом хомуте
Фермерами они стали пять лет назад. До этого занимались различного рода предпринимательством. Как могли, выживали: держали свой магазин с продуктовым и промышленным отделами, потом собирали металл, выращивали картофель. Младший брат Василий пробовал трудиться на Утянском молзаводе, потом уезжал шоферить в Новосибирск. Но город не впечатлил его: тянуло домой, в деревню.
Когда банкротилось Утянское, Алексею и Василию, как и многим другим жителям села, предложили выкупить всех общественных телочек — около 80 голов.
— Мы с братом уже тогда работали вместе, — рассказывает Алексей. — Обсудили, прикинули... И решили взять их.
— К телочкам со временем добавились поросята и овечки, — продолжает Василий. — Овец наши родители всегда много держали, с детства помню. Да и сейчас мы баранину любим.
Сразу же договорились братья с руководством хозяйства об аренде двух животноводческих помещений. Были они, правда, в плачевном состоянии. Время шло к зиме, поэтому спешили с ремонтом: своих средств хватило лишь залатать кое-как дыры в крыше и стенах.
Результат первой зимовки поверг их в шок: многие слабые животные не пережили холода в неутепленном помещении. Весной пришлось провести основательную выбраковку. Стадо поубавилось, но остались крепкие, здоровые коровы. На семейном совете пришли к выводу:
— Коров доить не будем. Так и телята крепче, и затрат меньше.
Начинающие фермеры поняли сразу, что «сельское хозяйство требует постоянных вложений, денег». Чтобы было на что содержать животных, пришлось Алексею и Василию продолжать «старое» предпринимательство — прием металла в своем селе. Была у них своя картофелеобрабатывающая техника, поэтому сажали еще на поле в 2500 гектаров «сибирский овощ» и сдавали в город. На вырученные средства увеличили стадо: приобрели свиней, занялись разведением овец. Сейчас на фермах около ста коров, 30 свиноматок и с сотню овец.
— Животноводство — тяжелый бизнес, — делится мнением Алексей. — Мы все доходы вкладывали в него.
Долгое время они арендовали фермы и всегда боялись остаться на улице. Так пришли к выводу, что приобретение в собственность помещений и новой техники — неизбежность. Начали копить средства.
— Если бы занимались одним животноводством, то уже точно лишились бы стада, — говорит Алексей. — Работать не боимся. У родителей скота всегда было много. Решили и мы увеличивать производство.
— Хотя неоднократно было желание все бросить, — признается Василий. — Спасает то, что любим это дело. Несколько лет назад было ощущение, что мы топчемся на месте. И сейчас, несмотря на то, что много работаем, доходы пока не велики. Но появилась надежда на лучшее!
«Прелести» семейного дела
Связана эта надежда с тем, что на государственном уровне поняли наконец, что отечественного сельхозтоваропроизводителя необходимо поддерживать. Верят утянские фермеры, что это не только слова, что государство поможет животноводам и делом. Но пока приходится самим вкладываться в семейный бизнес. Они уже потратили 120 тысяч рублей на помещение, 500 тысяч — на обновление покосной техники, 35 тысяч — на зернохранилище (ведь семейная ферма ежегодно закупает более 100 тонн фуражного зерна у полеводов района).
В следующем году планируют заменить крыши и полы в животноводческих помещениях, подвести электричество, заняться благоустройством. На это потребуется около 300 тысяч рублей. А кроме того, мечтают Василий и Алексей приобрести мясных коров или быков герефордской породы на племя.
В наработанном сельскохозяйственном опыте братья видят много плюсов, но столкнулись и с проблемами. Хоть дело их семейное, работников в хозяйстве не хватает. Дети Алексея — студентки, учатся в городе, у Василия — дочка только осваивает азбуку, а сын ходит в детский сад. Местные жители неохотно идут на работу к братьям в необорудованные животноводческие помещения и на старую технику:
— Здесь же труд адский, — объясняет старший брат, — каждый день с раннего утра кормление, и вечером животные уже ждут. А покос? Какие там выходные?
Первое время пробовали управляться своими силами. Сразу забыли о выходных и праздниках. Помогали и жены, и родители. Так стало понятно — без посторонних не обойтись: нужен пастух, помощники на свиноферму и на покос.
Подкопили братья денег, немного сдали молодняка, коров и приобрели новую покосную технику: пресс, грабли и сенокосилку.
— Нынче сено вовремя заготовили, — с гордостью говорит Алексей. — Излишки даже жителям Утянки продавали.
Как только купили технику, оформили 30-процентную субсидию по областному закону о господдержке. Теперь подумывают уже о двух новых тракторах.
«Дайте нам заработать!»
Пришлось фермерам обратиться и к главе района Сергею Кайгородцеву с просьбой помочь подвести к фермам электроэнергию. Это, по их мнению, снизит затраты.
— Проведем электричество — будет своя скважина, — планирует Василий. — Мы каждый месяц по 12 тысяч рублей платим за доставку воды на ферму. Здесь же поставим свою дробилку. А теперь считайте. Купили, например, 100 тонн пшеницы по два рубля за тонну — отдали 200 тысяч рублей. Размололи ее по 50 копеек за килограмм — это еще 50 тысяч. Потом погрузить и вывезти надо — тоже небесплатно.
После этого, считают они, можно подумать и о сдаче молока. Пока же Алексей и Василий Запорожцы занимаются только откормом скота. Сдают животных и живым весом, и мясом, продают маленьких поросят на выращивание. Доход, конечно, имеют. Но за селян им все-таки обидно.
Вырастят земляки бычка или поросенка и отдают мясо за бесценок перекупщикам. Сейчас свинину, правда, принимают по 120 рублей за килограмм, баранину — по 140 — 150, говядину — по 140 рублей. Но весной за килограмм хорошей телятины давали всего 90 рублей. Конечно, для перекупщиков это способ зарабатывания денег. Однако не должно быть такого: в селе принимают говядину по 90 рублей, а в городе ее сдают по 180 — 200 рублей.
А затраты в мясном скотоводстве растут от сезона к сезону. Дороговато для фермеров добавлять фураж в рацион коров, про минеральные и витаминные добавки даже и не думают. Так выгодно все-таки или нет животноводство? Фермеры задумываются:
— У нас есть надежда… Вот приведем все в порядок, сделаем ремонт, обновим полностью технику, создадим благоприятные условия для работы на базах, тогда и посмотрим. Однако дело свое все равно не оставим!