Светлаковы верят в удачу
— Этой осенью,— рассказывал Николай Васильевич за чашкой чая, — мы сдали мяса на двести тысяч рублей. Нам надо выплатить солидный кредит — более миллиона рублей. Купили новенький трактор МТЗ-82, самостоятельно загнав себя в крепкую кабалу. Но без техники хозяйствовать невозможно.
Выжили единицы
Именно эта универсальность, когда хозяева держат не только коров, но и другой скот, помогла Светлаковым выстоять в трудном прошлом году. Молоко они сдавали в вагончик омских предпринимателей по три с половиной рубля за литр. Кто придумал такие смешные и унизительные для сельских тружеников цены? Этого Светлаковы не знают, но все привело к тому, что многие новомихайловские фермеры разорились. Устояли, выдержали напор один-два на все село. Среди них и Василий Самохвалов. Но у него специфическое хозяйство: он занимается семеноводством. Очень удачно выбранное направление помогло ему тоже остаться на плаву. Кстати, семена ячменя, овса и пшеницы закупают у него и Светлаковы.
— В этом году, — вступает в беседу Наталья Ивановна, — цены на молоко поднялись до семи-восьми рублей. Но нам непонятно другое — почему для акционерных обществ и колхозов они в полтора раза выше? Мы чем хуже? Или у нас молоко другого химического состава? Сейчас уже многие расстались с коровами. Горожане приезжают в село подешевле купить свинину, а ее нет. Куда же это годится?.. Тем не менее мы не теряем надежду, верим в свою удачу. Это нас и спасает.
Имея большое количество скота, Светлаковы занялись и растениеводством — покупной корм дорог. И в этой отрасли у них такое разнообразие, такой «винегрет», как говорят сами хозяева, что всей Новомихайловке на диво. Выращивают овес и ячмень, пшеницу и бахчевые культуры, к примеру, тыкву. Ее очень хорошо едят свиньи. А еще картофель, помидоры и прочую огородную мелочь.
— Собрали шестьдесят мешков картошки, — говорит хозяйка с гордостью. У обоих земельные паи, которые они отдали своему хозяйству — СХПК «Колхоз «Новомихайловский», и получают за это зерно. Правда, немного, крохи, но, как говорится, с худой овцы хоть шерсти клок. А землю арендуют в соседней деревне Дубровино, здесь она гораздо плодороднее.
— Все дело в том, — рассказывал Николай Васильевич, — что тот, кто не обрабатывает свой пай, платит штраф, потому люди рады отдать его хоть бесплатно, лишь бы не быть в долгу у государства. Светлаковы объединили свои усилия с фермером Иваном Бадакиным, вместе готовят грубые корма, сеют и обрабатывают зерновые культуры.
— У меня полный набор прицепных орудий, — хвалился Светлаков. — Плуг, сеялка, стогомет, косилка, телега. Вывез на свое подворье полтысячи центнеров грубых кормов, что и, как говорится, требовалось доказать. У нас своя зернодробилка, даем скоту зернофураж, тыкву, картофель. Одним словом, сбалансированный рацион, что позволяет иметь хорошие суточные привесы.
Своими силами
Привлекают ли частный труд, ведь держать такое хозяйство и обходиться своими силами довольно накладно? Вопрос не праздный: если Николай Васильевич официально безработный, то Наталья Ивановна трудится в сельской администрации. Она специалист по соцзащите, много времени отдает работе, потому что не привыкла относиться к делу абы как. Большое внимание уделяет и общественным делам: ведет активную борьбу с самогоноварением, возглавляет местную воскресную школу для ребятишек, бьется за восстановление в селе храма. И дома помогает мужу серьёзно.
— Все работы стараемся выполнить своими силами, — говорит Наталья Ивановна. — Только зимой для обработки гусей и уток привлекаем женщин. Но самая большая проблема — реализация птицы. В прошлом году ее было в два раза больше. Как быть? Стоять на базаре? Для этого нужно много времени.
— Был бы оптовик, — мечтает Светлакова, — приехал, загрузил птицу, заплатил денежку и дело в шляпе. Да только где он?
Здорово выручает то, что в семье полная взаимозаменяемость. Николай Васильевич не только тракторист, но и дояр. А еще опора и надежда сын Иван, который окончил Татарское профессиональное училище № 75, получил права механизатора, может подменить отца.
Всего у Светлаковыых трое детей. Взрослая дочь Таня работает в Татарске, а маленькой Аннушке всего-навсего шесть лет. Родители надеются, что и она со временем станет помощницей в ведении большого и беспокойного хозяйства.
Вот так и живет эта большая и очень трудолюбивая семья и о многом мечтает. Надо бы построить новый, более просторный дом, ангар для зерна, купить новую технику и тогда твердо и надежно встанут на ноги и никакие невзгоды не будут страшны.