Живые куклы Людмилы Крупницкой
— Людмила Ивановна, неужели возраст не влияет на «вживление» в персонажи?
— Наоборот, с годами все уверенней чувствуешь кукол. Когда нынешние студенты приходят в театр, они знают, как у куклы поворачивается голова или с помощью какого механизма работают глаза. Но это только технические навыки. А где энергия, флюиды, которые заставляют куклу жить? Только с опытом приходит навык. Драматический актер проживает жизнь своего героя на сцене, а актер кукольного театра должен показать живую куклу. Вот Петрушка. Если он веселый, у него и настроение хорошее, и походка другая. А расстроен — то, как и человек, двигается иначе. И руки у него повисли, как плети, голова опущена.
— Вы сами впервые в каком возрасте увидели кукольное представление?
— В детстве точно с куклами не играла. Зато запомнилось, как в детском саду играла в спектакле «Двенадцать месяцев» падчерицу. Потом в восьмом классе мне доверили роль пани Зоси в спектакле про Богдана Хмельницкого. По замыслу я обязана была отравить Богдана. С закадычной подругой Светой Андросовой мы решили, что обязательно станем актрисами. Жили мы тогда в Северном районе. Знаете, как готовились в артистки? Бежали ночью на старую баржу на реке (и родители отпускали!), где переигрывали со Светой все роли из трофейных фильмов: «Приключения Робин Гуда», «Ромео и Джульетта».
…После окончания школы Света раньше меня уехала в Новосибирск и оказалась на местной студии телевидения. При ней молодые режиссеры Гомон, Зайончковский и Гнедков организовали театральную студию. Вначале поступила Света. Когда я приехала в Новосибирск, она и меня позвала. В студии мы учились не только актерскому мастерству, сценической речи, но и участвовали в телевизионных передачах, были заняты в массовках. Через год по каким-то причинам студию закрыли, мы плакали, расставаясь с педагогами. На прощанье они посоветовали мне обязательно связать свою жизнь с театром: «У вас есть актерская выдумка, темперамент, умение моментально перевоплощаться».
…После расформирования студии однажды увидела передачу про областной театр кукол, потом встретилась с его главным режиссером Геннадием Александровичем Кудрявцевым. Уже в то время театр был знаменит, ездил на гастроли. А я в разговоре с Геннадием Александровичем позволила себе пренебрежительно отозваться о театре: «Подумаешь, куклы!». И он пригласил меня на свой спектакль.
Я пришла и увидела «Сэмбо» — чудную и поучительную сказку про жизнь в джунглях. Но через характеры животных прослеживался мир людей. Материнская любовь, предательство, злоба. Человеческие страсти через кукол! Я была потрясена! Помню, что смотрела на это волшебство и не могла понять, как у них куклы разговаривают, в чем их магическая сила? После спектакля не выдержала, зашла за кулисы и попросила: «Дайте куклу подержать». Беру, а она у меня безвольно повисла в руках, обмякла, просто в калеку превратилась. И в ту минуту мне стало стыдно, что высокомерно судила о сложном и волшебном искусстве. Я решила попробовать себя в необычном жанре, параллельно учась в театральном училище.
Очень скоро начала играть по две, а то и по четыре роли сразу в одном спектакле. Коллеги помогали овладевать профессией. Одни из первых ролей — Димка, а позже Жиган в «Р.В.С.», Машенька в «Волшебнике Ох», слуга в «О чем рассказали волшебники». Потом было много концертных номеров. И появились Цыганка, Балерина, Индианка и другие антрепризные герои.
— Почему вашу Цыганку ведут сразу трое актеров?
— С ней могут работать и две актрисы, но тогда меньше диапазон возможностей. Размах юбки, например, уже и плечами она так красиво не потрясет. За долгие годы работы у нас сложилось прекрасное трио с Верой Червоткиной и Ольгой Свириденко. Я убеждена, что номер получится эффектным и синхронным, если рядом с тобой сильные партнеры.
— Легче или труднее стало работать, когда вам присвоили звание? Это планка, ниже которой нельзя играть?
— Заслуженной артисткой России я стала в 1982 году. Наверное, за то, что я люблю все свои роли без исключения. Но не хочу кривить душой, бывают и ошибки.
Иногда я не удовлетворена тем, как сыграла. Что-то может не нравиться режиссеру. Порой кукла сопротивляется, а актеру кукольного театра необходимо чувствовать ее возможности. Когда я стажировалась у Сергея Владимировича Образцова, он обращал внимание на такие вещи, которые сейчас забыты. Например, наставлял нас: «Смотрите, какая тоненькая шея у куклы, поэтому она не может заговорить». Для меня Театр Образцова и сейчас является во всех смыслах эталоном работы актера театра кукол.
— Ваш чудный китайский номер в новогоднем концерте, как он появился?
— Поехали в Таиланд на гастроли и увидели китайские палочки, зонтики. Подумали: почему бы нам их не использовать? И родилась любовная история.
— Вас не смущает, что дети подходят к сцене, пытаются что-то крикнуть вашим героям?
— Мы продолжаем играть дальше. И так, чтобы дети затаили дух, заинтересовались сюжетом, перестали кричать. При этом актеры никогда не говорят им: «Тише, тише». Правда, бывают смешные ситуации. После спектакля «Приключения Буратино» один мальчик зашел за кулисы и попросил показать, кто играл главного героя. Как же он был разочарован, когда ему показали «вон ту тетю». Много возникает смешных случаев и со взрослыми. Режиссер Вячеслав Горбушин поставил «Военную тайну» по Гайдару. Я играла Плохиша. И по сценарию выходит красноармеец — кукла в буденовке. У него скорбный текст, как в бою погиб брат. И вот он это говорит, а за кулисами — смех. В чем дело? Я всмотрелась и сама чуть не умерла со смеху. Оказывается, актер взял куклу задом наперед. Голова у нее не работает, а руки вывернуты. В общем, курьезов было много.
— Людмила Ивановна, а есть у вас герой, которого вы не сыграли?
— Маленький принц. Экзюпери — один из моих любимых авторов. Восхищает его отношение к жизни и к людям. В свое время мне посчастливилось увидеть «Маленького принца» на сцене Челябинского областного театра кукол. Безумно понравилась работа режиссера Валерия Вольховского и актрисы, которая играла маленького героя. Настолько спектакль получился энергетически мощным, трогательным.
— Я знаю, что вы тоже сумели покорить зрителей своим «Тартюфом». Как получилось, что спектакль родился в обычной школе? Сама идея соединить драматический театр и театр кукол не показалось авантюрной?
— (Смеется.) После ухода из областного театра кукол хотелось попробовать что-то новое и необычное. Вместе с Верой и Олей продолжала работать в антрепризе. Однажды позвонила моя знакомая и попросила помочь в постановке спектакля для городского конкурса. Я вначале отнекивалась, потом согласилась. А школа № 90, куда меня пригласили, очень театральная. С ребятами мы поставили спектакль «Скоморохи и Петрушка». Директор школы Татьяна Афанасьевна Власова, заслуженный учитель России, всячески содействовала тому, чтобы я возглавила в школе театральную студию «Скоморохи». Позже в школу пришел еще один влюбленный в театр профессионал — Галина Николаевна Сидорова, которая начала вести драматическую студию «Диалог».
Мы с ней решили объединить усилия и вместе поставить «Мертвые души». Праздновалось столетие Николая Васильевича Гоголя, и мы рассказали об этом детям. Представьте себе, на сцене стояла огромная бутафорская книга. На каждом ее листе висела паркетная кукла-персонаж повести. А действие выглядело так. Например, вначале выходят актеры, в живом плане играющие Чичикова и Коробочку. Между ними начинается диалог, достигающий острой конфликтной точки в разговоре. И в это время Чичиков подходит к книге, снимает с нее Чичикова-куклу и дальше в разговор вступает кукольный персонаж. За счет игры кукол характеры героев выглядят ярко и выпукло, страсти усилены. Нашу работу оценили, похвалили. Мы решили экспериментировать дальше и поставили «Тартюф». За этот спектакль нам присудили первое место по всем номинациям на городском конкурсе самодеятельных театров в прошлом году. А объединенная театральная студия «Диалог» занесена в «Золотую книгу города».
— Людмила Ивановна, мой следующий вопрос был про ваш личный прорыв, но вы сами на него уже ответили, кажется...
— А вот в этом и есть прорыв: в том, что волшебство театра не умирает никогда. В том, что актер никогда не почувствует свой возраст, если он в своей профессии и у него есть зрители.