Большие заботы о маленьких гражданах
С позиций открытости
Маленький Кирилл с любопытством хватает «дядю» за палец. В широко распахнутых глазах — искорки радостного интереса. Хотя позади у семьи Иванниковых две операции, причиной которых стал порок сердца, сегодня Кирилл идет на поправку, не подозревая, сколько вопросов приходится решать взрослым, чтобы детство оставалось по возможности порой безоблачным.
— Конечно, если мы говорим о клинике Мешалкина, это уникальное место, где делают уникальные операции, — говорит Павел Астахов. — Но таких учреждений должно быть больше, чтобы подобные медицинские услуги были более доступны, чтобы не делались операции фактически на всю страну, когда клиника порой просто захлебывается в потоке пациентов из множества регионов. Необходимо так поставить дело, чтобы операции делались только, допустим, на свой федеральный округ.
Доступность медицинской помощи для детей — один из важнейших вопросов, пристально рассмотренных омбудсменом Павлом Астаховым в рамках рабочей поездки. Однако говорить об этом имеет смысл лишь с позиции предельной откровенности, когда наружу выступают сложности в том числе и общероссийского масштаба.
— Проблема не только в том, чтобы создать в стране целую сеть клиник, подобных нашей, сколько в том, чтобы обеспечить подобные центры соответствующими кадрами, — говорит руководитель Центра детской кардиохирургии НИИ патологии кровообращения им. Е.М. Мешалкина Юрий Горбатых. — Ведь Сибирь — это уникальная научная школа, благодаря которой мы сегодня имеем возможность работать на таком уровне.
Однако «силовые точки», подобные клинике Мешалкина, — лишь часть системы, к которой обращается пациент в случае необходимости. На переднем крае — муниципальные медицинские учреждения, в которых зачастую не все так гладко, как хотелось бы. Впрочем, если подняться с уровня муниципального до областного, то здесь, по мнению Павла Астахова, позиция гораздо более внятная и чёткая:
— Мы с губернатором Василием Юрченко обсуждали ситуацию, и он прекрасно понимает: без должного финансирования, без целевых программ, без реконструкции, восстановления, а, может, даже без открытия новых учреждений, проблему не решить. Мы не добьемся доступного здравоохранения для каждого в нашей стране без комплексного решения всех этих вопросов.
Еще одним непростым фактором является емкость фармацевтического рынка, который не всегда может в полном объеме обеспечить потребности в медикаментах.
— К сожалению, подобные проблемы — общероссийские, — констатировал Павел Астахов. — И таких идентичных для всех регионов сложностей — масса.
Так, еще одной общей «болезнью» здравоохранения, в том числе детского, являются ведомственные барьеры, когда зажатые рамками канцелярских условностей медики порой не в силах их преодолеть.
— Ситуация, безусловно, требует решения, и я о ведомственной подчиненности медицинских учреждений, о сложностях, с этим связанных, буду докладывать президенту, — сказал Павел Астахов. — Как бы то ни было, об этом сегодня необходимо говорить на ином уровне, минуя ведомственные барьеры: если человек умирает, если ему срочно требуется помощь, то ему помощь должны оказать там, где есть люди в белых халатах. Всё.
Согревая судьбы
Стремительно стряхнув тридцатиградусный мороз, попадаем в уют, который иначе как словом «домашний» не назовешь: теплые тона светлого интерьера, воркующие голоса и едва уловимый запах домашней выпечки. С трудом верится, что это учреждение — казенное. Для тех же, кто обратился сюда за помощью, в бердском территориальном центре социальной помощи семье и детям «Юнона» прежде любого уюта важнее суть — здесь всегда готовы оказать помощь, причем от простого разговора с психологом до преодоления юридических коллизий.
— Работа с детьми, с непростыми семьями — труд огромный, — говорит директор центра «Юнона» Татьяна Качан. — И немаловажно именно то, что под одной крышей фактически собрались все службы, в чьих силах помочь тем, кто попал в трудную жизненную ситуацию.
За безликим словосочетанием «трудная ситуация» — судьбы. И прежде всего — судьбы детей, у которых, например, мама вернулась из зоны, у некоторых родители проходят сложнейший период развода, а также многие другие дети и подростки, что без помощи коллектива «Юноны» не знали бы, куда им обратиться. Стоит отметить: за год с помощью центра находят деятельную поддержку около восьми тысяч детей. Такой внушительный объем работы проводит коллектив, в котором лишь 17 педагогов.
Организация социальной реабилитации — одно из сильных мест многоплановой работы в отношении несовершеннолетних. Павел Астахов четко резюмировал — опыт Новосибирской области в этом направлении уникален.
— То, что я увидел, например, в ояшинском детском доме-интернате для умственно отсталых детей (а я таких учреждений на сегодняшний день видел несколько десятков) — потрясающе, — сказал омбудсмен. — Любовь Николаевна Присмакина — уникальный человек. То, что она делает, выше всяких похвал. Реабилитировать и социализировать детей, которых там буквально «вытаскивают», давая им возможность адаптации в социальной жизни, — это уникальный подход.
Павел Астахов вынужден был констатировать неприглядную картину в масштабах страны: молодых инвалидов обычно отправляют после 18 лет в дом престарелых. В Новосибирской области таким ребятам, вопреки порочной практике других регионов, дают действительный шанс жизни в социуме. Омбудсмен подчеркнул, такой опыт необходимо перенимать, тиражировать:
— Пусть посмотрят в других регионах, как в ояшинском детском доме, в частности, и как в Новосибирской области в целом ведется такая работа…
Среди острых вопросов, над которыми на высочайшем профессиональном и человеческом уровне работают в нашем регионе, Павел Астахов назвал ситуацию с подростковыми суицидами.
— Вопрос очень тонкий, крайне болезненный, в стране он прорабатывается крайне плохо. Однако именно в Новосибирской области ситуацию настолько чутко отслеживают, что готовы, например, с ходу назвать число не только случаев суицида, но даже самих попыток. И это лучшее свидетельство тому, что за психологическим состоянием подростков в области следят, что немаловажно, знают его и готовы продолжать работу в этом направлении.
Лакмус для общества
Вопросы детской проблематики, без преувеличения, — лакмусовая бумажка состояния всего общества. С этой точки зрения плановый приезд Павла Астахова стал лишь поводом взглянуть на работу, которая и без того ведется у нас в ежедневном режиме. Губернатор Василий Юрченко со своей стороны в этой связи четко обозначил позицию правительства области:
— Организация системы здравоохранения и качество медицинской помощи — один из главных вопросов, которые волнуют жителей области. У нас есть хорошие больницы и поликлиники, по ряду направлений мы добились хороших результатов, но неудовлетворенность качеством медицинского обслуживания и взаимоотношениями врача и пациента сохраняется, — отметил он. — К сожалению, в организации педиатрической службы области и города Новосибирска существуют серьезные недостатки. Необходимо в неотложном порядке приступить к их устранению. Все требуемые меры уже определены, важно точно и быстро их выполнить.
Впрочем, памятуя о комплексности задач в отношении благополучия подрастающего поколения, упомянем также следующие внушительные цифры: за период с 2011 по 2015 годы в области планируется ввести более 24 тысяч новых мест в системе дошкольного образования. Это тоже часть той последовательной работы, цель у которой в конечном счете одна — счастье и здоровье ребенка. Без упомянутых слез.