Говорить на одном языке — языке взаимопонимания
Так, решение об изменении тарифов на проезд в общественном транспорте и ограничении числа поездок по социальным картам, очевидно — вынужденное.
— Я хотел, чтобы все понимали, почему я принял такое решение, — обратился губернатор к журналистам и для начала пояснил, сколь велики затраты на упомянутую льготу. При доходах в 40 млрд рублей почти четверть бюджета уходит на меры социальной поддержки, в том числе на транспортные льготы — 635 миллионов.
В этом году федеральный бюджет перестал предоставлять субсидии на эти цели, мотивируя тем, что они должны быть адресными, персонифицированными, а не пакетными.
— Полгода назад я дал поручение готовить расчеты и проанализировать все категории получателей и виды поддержки, — напомнил Василий Алексеевич. — И мы увидели, что большинство людей, имеющих право на льготы, их не получают, поскольку не имеют возможности ими пользоваться. Это в основном сельские жители.
Получается, что концентрация активных потребителей льготного проезда — жители Новосибирска, пригорода и городских округов.
Это подтвердила и полученная статистика: 40 процентов льготников совершают менее 30 поездок в месяц и только семь процентов — от 111 до 230 поездок.
Как справедливо заметил губернатор, это, как правило, работающие пенсионеры.
Губернатор подчеркнул при этом, что с пониманием относится к негативной реакции людей на принятые меры, но все же рассчитывает на разумное восприятие тарифной политики власти.
Коль скоро введено государственное регулирование тарифов, они должны быть экономически обоснованны и законодательно утверждены. Если этого не сделать, то прокуратура все равно понудит к таким решениям региональную власть.
— Когда федеральное правительство рассматривало бюджетную обеспеченность, тоже анализировало, как организованы процессы предоставления льгот, — напомнил губернатор. — И при расчете потребительской корзины был принят норматив — 12,5 поездки в месяц, и мне еще придется объяснять, почему у нас 30. Притом что остается немало очень незащишенных категорий льготников, которых не ущемит эта мера, так как их поездки по-прежнему не ограничиваются.
Ограничения не затронут так называемую безлимитную группу семи категорий льготников, к которым относятся дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, дети из многодетных семей, один из родителей многодетной семьи (при пяти и более детей), опекуны и сопровождающие детей-инвалидов, а также инвалиды всех групп.
Чтобы действовать грамотно при решении тарифных проблем, «мы вывернули наизнанку всю экономику транспортных предприятий», сказал глава области. Причем вынуждены были это же сделать и по частным, поскольку 60 процентов у нас — частные перевозки, и там берут по 16 — 20 рублей за поездку, бюджет еще компенсировал им до восьми рублей.
При встрече с крупнейшими перевозчиками ими были высказаны опасения: мы умрем, жаловались они, нам нечем будет отдавать зарплату, делать платежи по лизингу…
Тогда губернатор сам проанализировал их балансы.
— Я от мастера до гендиректора прошел и баланс читаю очень хорошо, — заверил Василий Алексеевич. В этом скоро убедились и частники, а потому и были достигнуты соглашения о снижении тарифов на перевозки пассажиров.
— На перевозки метро установлен тариф — 15 рублей, и мы не могли оставить 14… — пояснил Василий Юрченко. — Такое популистское решение создало бы дефицит средств от 234 миллионов до 500 миллионов рублей.
По мнению губернатора, такие дыры в бюджете подземки могут сказаться не просто на качестве предоставляемой услуги, но и на ее безопасности.
Поездки по территории области не раз убеждали губернатора, что проблема справедливости социальной поддержки не столько политическая, сколько организационная. В качестве примера Василий Алексеевич привел парадоксальный эпизод из практики предоставления льгот по ЖКХ.
В одном из сел на домовладение приходилась ежемесячная льгота только по электроэнергии 15 тысяч рублей. Губернатор удивился: «Не может быть, я плачу в коттедже четыре тысячи, а тут сельский маленький домик…»
Оказалось, что на территории домовладения сын хозяйки построил магазин, который работал круглосуточно, и там электрическое отопление, освещение — все шло в счет льготы.
Этот и другие примеры, которые выявил скрупулезный анализ, еще раз подтверждают, что все проблемы, связанные с качеством жизни новосибирцев, не просты, всегда требуют разъяснений, постоянного контакта с властью, чтобы говорить на одном языке — языке взаимопонимания.
Подробнее о состоявшейся пресс-конференции читайте в следующем номере.
С 1 января 2011 года в области предполагается установить предельный максимальный тариф по всем видам наземного транспорта для перевозчиков всех форм собственности. На трамвае и троллейбусе — 12 рублей, в автобусах — 14 рублей, в метрополитене — 15 рублей.