На творческой кухне «Filarmonica»-квартета
И хотя Илья и Станислав были приглашены в квартет в последнее пятилетие, влились в него очень гармонично, по их мнению, благодаря отсутствию здесь ноты авторитарности, и отношению к любимому делу, как в дружной талантливой семье, где все живут одними творческими и человеческими устремлениями.
…Крохотную комнатку на четвертом этаже камерного филармонического дома на Красном проспекте иначе как кухней, творческой кухней, не назовешь. Пюпитры с нотами сошлись вплотную, четыре стула, старенькое кресло, столик с чайником и... пятому некуда ступить…
Звучит прекрасная музыка. Остановка: «А давайте сделаем так…» Играют скрипки и альт, потом другая комбинация — виолончель и скрипка. «С этой цифры.. С этого такта… Еще раз!» — идет репетиция. Тихонечко дожидаюсь перерыва, сделанного, похоже, специально для интервьюера — с таким азартом работают эти музыканты, и задаю первый вопрос. Про музыку:
— Что это было?..
Валерий Юрьевич Карчагин, как я заметила потом, любящий слово «коллеги» (и коллегиальность как таковую) тут же переадресовывает мое любопытство Оксане Анисимовой, и она отвечает на первые три вопроса. Позже к разговору подключатся Станислав и Илья, но я не стану разбивать наш некороткий (многое в публикацию, разумеется, не вошло!) разговор о творческой кухне квартета на реплики, он был общим.
— То, что мы готовим к нашему юбилейному концерту, — знаменитый «Солнечный квартет» Гайдна. Мы играли его несколько лет назад, и вот выбрали для своего юбилея, потому что музыка очень яркая, выразительная, к тому же есть символика — опус № 20 и... двадцатилетие, она нам понравилась… Вот сейчас как раз дошлифовываем, чтобы публике было интересно.
«Мы такого ещё не играли»
— К 20-летию вы пришли переполненные сделанным или тем, что впереди необозримые дали планов и «залежи» несыгранной прекрасной музыки?
— И то, и другое: потому что, с одной стороны, очень много пройдено, но поскольку путь большой, и «залежи», как вы сказали, впереди тоже большие, трудно сказать, чем мы больше переполнены, тем, что впереди, или тем, что позади…
— Самые яркие впечатления — может быть, гастрольные, какие-то творческие пики прошлого сезона — словом, что вам запомнилось за последнее время каким-то особенным образом?
— Из того, что особо запомнилось и потом было связано с гастролями, — безусловно, Концерт Шенберга для квартета и симфонического оркестра. Сначала мы сыграли его в Новосибирске с оркестром под управлением дирижера Большого театра Грановского, и это было первое здесь исполнение, хотя и в России он звучал до этого всего лишь один раз, а потом по дороге в Европу исполнили его в Литве с оркестром маэстро Ринкявичуса. Это одно из ярких впечатлений прошлого сезона, потому что и музыка яркая, необычная, очень интересная — мы такой еще не играли.
— Валерий Юрьевич, а как вообще рождается, складывается репертуар квартета?
— В текущем сезоне мы обязательно начинаем планировать будущий: собираемся с коллегами, обсуждаем, каждый вносит какие-то предложения, возникают мысли по поводу композиторов, которых нужно было бы вспомнить или приступить к изучению. Потом примериваемся: интересно ли это будет в абонементе и насколько органично он складывается. Думаем, какие в следующем сезоне концерты могут быть более демократичными, не сильно классическими, благо интересной и достойной музыки очень много и сложностей в этом плане почти нет…
— Из секретов или замыслов: что вы можете пообещать новосибирцам в скором будущем? Что будет интересно вам самим и публике тоже?
— Не знаю, согласятся со мною мои коллеги или нет: мы находимся все время в пограничной ситуации, и каждый концерт для нас (я не сравниваю с победой) — это предложение для слушателей прийти и послушать следующий концерт. Несмотря на то, что есть абонементы и мы там играем шесть концертов, так или иначе, если какая-то из программ не то что бы неудачная, но вызывает какие-то вопросы, для нас ситуация становится немножко тревожная… В общем, все, что запланировал квартет, должно вызывать те впечатления, на которые мы рассчитываем. То есть в этом смысле ставка делается не на программу, композиторов, а на то, что этот концерт будет играть наш квартет. Мы из года в год добивались и добиваемся именно этого положения вещей.
«У квартета есть свой язык»
— Словом, не «Моцарта исполняет «Filarmonica», а «Filarmonica» играет Моцарта»?
— Именно так. Поймите правильно: это ни в коей мере не говорит о мании величия, а лишь о том, что у квартета есть какой-то свой язык, сложившийся стиль исполнения, который, в общем, привлекает внимание, и мы должны на этой планке находиться и все время ее поднимать… Но, естественно, те задачи, которые ставит композитор — Гайдн, Моцарт, другие, — они из года в год меняются. Чем квартет становится старше, тем, в общем, задачи усложняются.
— Коллектив сейчас находится на определенном пике — много сделано и многое сделать предстоит. Как ощущаете вы себя на пороге юбилея, какие ассоциации, мысли рождает эта дата — 20-летие квартета?
— Мне трудно сказать. Знаете, может быть, когда входишь уже в какой-то концертный пульс, ощущаешь эту концертную жизнь из года в год, из месяца в месяц, изо дня в день, когда перед нами всегда стоит СРОК, который говорит о том: вот скоро мы должны играть концерт, все время идет подготовка, и время разбилось таким образом, что невозможно на него смотреть, как на год или даже двадцатилетие, сложно сформулировать, ЧТО меняется. Наверное, что-то меняется, но оно меняется непрерывно — изо дня в день…
— Из такта в такт…
— Можно сказать и так. Поэтому, когда есть люди, которые вспоминают, что есть, например, такая дата — 10-летие, 15-летие и вот 20-летие, то это, наверное, и есть их работа — вспоминать. А наша работа продолжать все это дело, пока продолжается…
— Скажите, пожалуйста, чем в обозримом периоде времени вас радовала публика? Есть прямой контакт или до вас докатываются какие-то опосредованные волны приятия и понимания? Вот в Германии, пишут, за вами поклонники ездили из города в город?
Карчагин смеется:
— Ездили…
— А поскольку залы не могли вместить всех желающих, вы играли при открытых дверях…
— Играли…
— А что еще бывает: может, какие-то менее эффектные формы проявления любви к коллективу и его искусству, но не менее дорогие для вашего квартета?
— Бывают какие-то удачные концерты, которые мы вместе по-особому переживаем. Как-то все сходится: все коллеги довольны концертом, который вызвал большой резонанс и у слушателей, и в прессе. Или даже, не беря в расчет ни публику, ни прессу, просто получился концерт, вызвавший у всех нас огромные эмоции и желание работать и работать дальше. Потому что на самом деле удачный концерт и, если все это пережито вместе, дает такой импульс и и такой толчок, который и будущее формирует, и поддерживает силы — дает нормально жить, несмотря на огромную каждого из нас занятость… Создается какая-то особенная аура, особенная жизнь и особенная ситуация, именно поэтому, мне кажется, я и мои коллеги работаем, сидим здесь вместе и репетируем как проклятые…
— После репетиций большого оркестра…
— Да, после репетиций симфонического оркестра. Это очень сложно и очень трудоемко, а у всех семьи… Но тем не менее такая самоотдача вызвана именно моментами какого-то наивысшего творческого сопереживания после концерта, в котором для квартета «все сошлось».
НАША СПРАВКА
Гастрольная биография «Filarmonica»-квартета началась в 1990 году с успешного выступления на Festival des Horens в Германии. Уже в следующем году коллектив становится лауреатом Всесоюзного конкурса квартетов, его приглашают на престижные российские и зарубежные фестивали.
Основу репертуара ансамбля составляет широко понимаемая классика — от Гайдна до Шостаковича. Наряду с известными произведениями музыканты обращаются к редко звучащим сочинениям великих композиторов (С. Франк, Б. Сметана, Д. Верди), открывают незаслуженно забытые имена (Н. Рославец, А. Мосолов).
«Filarmonica» осуществляет проекты, выходящие за рамки академических жанров. Решения всегда неожиданны: музыка «Битлз», выступление в тандеме с джазовым коллективом или вечер старинного романса. Музыканты стали первыми исполнителями целого ряда сочинений современных композиторов России, США. Израиля, Франции, многие из которых созданы специально для «Filarmonica»-квартета.
Коллектив обращается к камерной музыке других составов (трио, квинтеты, секстеты, октеты). Творческая дружба связывает «Filarmonica»-квартет с целым рядом отечественных и зарубежных музыкантов, среди которых: Борис Андрианов, Максим Рысанов, Александр Рабинович, Марк Дробинский, Дора Шварцберг, Иван Урвалов, Вероника Джиоева, Мари Кобаяши, Александр Палей и многие другие.
«Filarmonica»-квартет представлял исполнительское искусство нашей страны на таких престижных фестивалях, как «Дни культуры России в Бразилии», «Европалия-2005» и других.
Всероссийская газета «Музыкальное обозрение» назвала «Filarmonica»-квартет коллективом года (2008).
По данным опроса, проведенного радио «Немецкая волна», коллектив входит в десятку лучших квартетов мира.