USD 106.1878 EUR 112.0200
 

Больной «зуб» экономики

Подготовила Светлана ГАВРИЛОВА. Фото Сергея ДЯТЛОВА и пресс-центра мэрии.
Константин Цицин — участникам «круглого стола»: «Государство отдает долги, но оно не резиновое».
Константин Цицин — участникам «круглого стола»: «Государство отдает долги, но оно не резиновое».

Критика московского гостя
Константин Цицин озвучил две главные новости, хорошую и плохую. Первая: правительство продлило работу фонда до 1 января 2013 года. Это значит, что область успеет еще за счет федеральных средств отремонтировать определенную часть домов. Вторая новость похуже: финансирование регионам, в том числе и Новосибирской области, из фонда на будущий год уменьшено в три раза и составит около 600 — 800 миллионов рублей в год. В перспективе все идет к тому, как это уже сделано в Татарстане, где создан региональный фонд поддержки ЖКХ, что на капремонт каждый житель там отчисляет по 5 рублей с квадратного метра. По словам Цицина, за 11 месяцев этого года собственники в Татарстане собрали 1,6 миллиарда рублей плюс шло софинансирование из республиканского и муниципальных бюджетов.

«В настоящее время фонд, по сути, ремонтирует частную собственность. Почему мы должны это делать за государственный счет? Давайте искать другие подходы, создавать региональные фонды. Между тем сегодня в год управляющие компании страны собирают около 20 миллиардов рублей с собственников на капремонт. Кто-нибудь сегодня мне может сказать, куда деваются эти средства?», — задал вопрос Константин Цицин.

В будущем году фонд меняет и механизм финансирования по программе переселения из ветхого и аварийного жилья. Денег будет меньше: на всю страну всего 25 миллиардов, но зато они будут выделяться только на решение этой целевой задачи.

Кто кому должен?
Слова высокого московского гостя о том, что государство ремонтирует частное жилье, как спичка, разожгли жаркую дискуссию среди присутствующих. Сразу несколько депутатов — и Совета депутатов города Новосибирска, и Законодательного собрания Новосибирской области — вступили в полемику. И Виктор Козодой, и Вячеслав Илюхин, и Валентин Пысин выразили общую мысль: «Когда люди получали в свое время квартиры в собственность, государство почему-то стыдливо умолчало о том, что жилье должно было передаваться после проведенного капитального ремонта. И сейчас гражданам, особенно малоимущим, проблематично ремонтировать дома за свой счет».

Совершенно справедливо также высказался и Владимир Городецкий, который напомнил, как строились те самые бараки в Новосибирске, которые уже невозможно ремонтировать в силу их древности: «Сюда эвакуировались многие заводы, и временные дома строились для рабочих, и все это потом легло на муниципалитет».

«Совершенно с вами согласен — квартиры должны были передаваться гражданам только после проведения капитального ремонта. Собственно, государство сейчас посредством фонда возвращает людям долги. Но денег в полном объеме у нас никогда не будет. Кроме того, никто пока не отменял меры социальной поддержки», — привел контрдоводы Константин Цицин.

Приборы учета не всем по карману
Затронули на «круглом столе» и применение энергосберегающих технологий в реформировании жилищно-коммунальной сферы, тем более что мы все неумолимо приближаемся к 1 января 2012 года — крайний срок, к которому в стране должны быть повсеместно установлены приборы учета.

Но федеральный центр не учел местных реалий. В частности, Дмитрий Асанцев, заместитель председателя Совета депутатов города Новосибирска, поднял следующую проблему: «В Новосибирске в 70 — 80-е годы были построены дома, через которые проходят транзитные магистрали. В городе 669 таких домов, или восемь процентов от общего количества многоквартирных домов. Установить приборы учета в них — очень дорогое «удовольствие», по нашим подсчетам, требуется около двух миллиардов рублей. Таких денег нет ни у собственников, ни у городского бюджета. Между тем в Госдуме рассматривается вопрос об увеличении платы за нормативы потребления тем, у кого не установлены приборы учета. Предлагаю дать возможность разрешить регионам местными законами либо уменьшить норматив потребления для таких домов, либо продумать иной механизм финансирования». В ответ председатель фонда признался, что впервые узнал о такой проблеме и пообещал обсудить ее с Минрегионом.

Если УК не помощник…
Константин Цицин взял на «карандаш» еще один вопрос, который подняли депутаты. Часто собственники подают в суд на управляющие компании, которые оказывают некачественные услуги либо вообще ничего не делают, а деньги собирают. Но в суде жильцы не могут доказать свою правоту, поскольку у них нет документального подтверждения. Депутаты предложили внести поправки в федеральные законы и обязать управляющие организации составлять акты на проведенные работы.

Андрей Исаев в ответном слове отметил в своем выступлении, что Жилищный кодекс оказался «чересчур либеральным». «Сейчас в него готовятся новые поправки, которые обяжут управляющие организации быть максимально прозрачными и открытыми, причем не только для жителей, но и для проверки органами местного самоуправления. Одна из будущих новаций — компаниям-застройщикам запрещено создавать ТСЖ и таким образом просто перекладывать ответственность за недоделки на жильцов».

Не остался без внимания и вопрос Константина Цицина, куда девают деньги, собранные за капремонт. Несмотря на выступления представителей новосибирских управляющих организаций, Цицин сам на него же и ответил: «Большинство управляющих организаций заявляют, что пускают их на кассовые разрывы, потому что собственники не платят».

Поэтому из замкнутого круга есть только один выход — создание региональных систем.

Что дальше?
Что же нас ждет в будущем? Конкретно жителей Новосибирской области — повышение тарифов на 14,2 процента с нового года. По словам Владимира Городецкого, тариф уже утвержден тарифным регулятором субъекта. Значит, нам надо как можно скорее устанавливать приборы учета. Участники «круглого стола» также приняли резолюцию, которая призвана серьезно смягчить для собственников дальнейшее реформирование жилищно-коммунального хозяйства, больного «зуба» нашей экономики.

Проект резолюции участников «круглого стола»

1. Государственной думе Российской Федерации:
— расширить полномочия органов местного самоуправления крупных муниципальных образований в экономической сфере с целью увеличения собственной экономической базы и собственных доходов муниципальных бюджетов и, как следствие, увеличения доли софинансирования муниципальными образованиями модернизации жилищно- коммунального комплекса;
— наделить органы местного самоуправления полномочиями по контролю за деятельностью управляющих организаций.

2. Правительству Российской Федерации:
— продолжить оказание дальнейшей поддержки собственникам при капитальном ремонте многоквартирных домов после завершения сроков работы Государственной корпорации — Фонда содействия реформированию жилищно- коммунального хозяйства с сохранением доли участия федерального бюджета в софинансировании капитального ремонта;
— предусмотреть включение в состав работ при капитальном ремонте многоквартирных домов работ по благоустройству придомовых территорий многоквартирных домов.

3. Министерству регионального развития Российской Федерации:
— в связи со вступлением в действие нового технического регламента о безопасности лифтов разработать программу замены лифтового оборудования, предусмотрев поддержку собственников из бюджетов всех уровней.