USD 100.6798 EUR 106.0762
 

СПИД, он и в провинции СПИД

Наталья ЗУБРИЦКАЯ.
О любви не говоришь, о ней все сказано?
О любви не говоришь, о ней все сказано?

Обманчивое спокойствие
В Сибирском федеральном округе каждый тридцатый мужчина в возрасте от 20 до 40 лет поражен ВИЧ-инфекцией. Отсюда вытекают демографические, экономические, социальные проблемы. В Новосибирской области за весь период распространения ВИЧ-инфекции зарегистрировано уже более 10 тысяч человек, зараженных смертельно опасным вирусом. Конечно, основное количество приходится на Новосибирск, но и в сельских районах области зарегистрировано более 3 тысяч жителей с вирусом иммунодефицита человека.

Ситуация, как видите, опасная. Но многие ее недооценивают, хотя стоит каждому человеку стать экспертом в личной эпидемической ситуации, научиться взвешивать опасность заражения и избегать ее, выбирая правильное поведение. Об этом говорят настоящие эксперты по проблеме ВИЧ-СПИД в Новосибирской области, руководители отдела внебольничной помощи и профилактики и эпидемиологического отдела Новосибирского областного центра профилактики и борьбы со СПИДом и инфекционными заболеваниями Светлана Степановна Валихова и Юрий Андреевич Топчин.

Наибольшее количество ВИЧ-инфицированных сконцентрировано в Мошковском, Черепановском, Коченевском, Тогучинском, Новосибирском, Болотнинском, Колыванском, Купинском, Искитимском районах и городах — Искитиме, Бердске, Оби. Есть сельские районы, в которых зарегистрированы единицы зараженных, а в единственном из всех Усть-Таркском районе пока не выявлено ни одного. Но жителям этих районов не стоит считать себя в полной безопасности, хотя в деревенской тиши возникает такая иллюзия.

Для сельского населения, надо признать, характерна недооценка ситуации. Люди, занятые хозяйством, меньше, чем горожане, смотрят телевизор. В городе шире распространяется информация насчет опасности ВИЧ-инфекции. К сожалению, недостаточно просвещенные люди, случается, считают ВИЧ-инфекцию вполне излечимой. А СПИД, о котором наслышаны больше, считают опасной болезнью, которая не может коснуться их самих.

Справка. ВИЧ — вирус иммунодефицита человека, попадая в кровь, разрушает иммунную систему, способствует развитию других инфекционных заболеваний. Человек, инфицированный ВИЧ, со временем становится восприимчивым даже к таким микроорганизмам, которые не представляют опасности для здоровых людей. Несколько лет спустя после заражения возникает болезнь — СПИД, то есть синдром приобретенного иммунодефицита, когда организм человека без специализированного лечения не способен противостоять инфекциям. Лекарств, избавляющих от вируса совсем, пока не существует.

Откуда приходит опасность?
С начала появления ВИЧ-инфекции распространилось представление, что вирусом заражаются только мужчины и женщины легкого поведения да наркоманы, которые пользуются одним шприцем. За такие пристрастия, мол, их болезнь и наказывает. Если пользоваться этим устоявшимся штампом, то можно себя, не колющегося и не вступающего в беспорядочные связи, считать в безопасности. Соответствует ли это реальности? Увы, нет.

Почти все знают о путях передачи вируса иммунодефицита человека. Это когда зараженная кровь поступает в кровь через половые секреты во время секса и от матери к ребенку во время беременности, родов и кормления грудью. С распространением наркомании ВИЧ в основном передается через шприц, загрязненный кровью зараженного человека. Но со все большей распространенностью ВИЧ-инфекции опасным становится естественный путь передачи — половой. По прогнозам экспертов, его роль будет возрастать.

Человек благородной наружности, с высшим образованием с должностью и положением пришел за помощью в специализированное учреждение. Его избранница, с которой у него были близкие контакты, неожиданно для него умерла от СПИДа. Ужаснувшись, он вспомнил, что она действительно выглядела не вполне здоровой. Но пока гром не грянул, это его не настораживало.

Люди семейные обычно считают себя защищенными, особенно на селе. Порой рассуждают так: «В жене я уверен на все двести процентов, она мне изменить не может», «Мой муж от меня не гуляет, поэтому мне инфекция не грозит». Но если вспомнить художественные произведения про деревенские романы и внебрачные связи, то можно понять: в сельском интерьере страсти кипят, может быть, сильнее, чем в городе. И ручаться, говорят эксперты, ни за кого нельзя. А поскольку люди здесь живут теснее, чем в городе, ВИЧ-инфекция распространяется быстрее.

Молодежь, даже зная об опасности, игнорирует ее, когда «играет гормон». В селе, где выбор партнеров меньше, риск реже берется во внимание. Нередки случаи, когда девушки вступают в интимные отношения с наркоманами, зная о их болезни, или выходят замуж за парней, зараженных ВИЧ. Более того, такие пары порой не пользуются главным способом защиты — презервативом. Женщина боится обидеть своего избранника предложением использовать это средство защиты. А мужчина часто считает, что заботиться об этом должна женщина.

Не надо сбрасывать со счетов и наличие на селе «жриц древнейшей профессии», то есть женщин легкого поведения. Этому способствуют распространенный в селах поиск «истины в вине», одиночество и скука.

Исследование, проведенное в рамках проекта «Сибирское содружество в профилактике ВИЧ- инфекции», показало, что 35,6 процента сельских подростков вступают в сексуальные контакты. Возраст начала половой жизни — 14 — 16 лет, но в этот период юноши и девушки еще редко пользуются латексной защитой.

Кстати говоря, при опросе молодежь жаловалась, что в сельских районах трудно приобрести качественные презервативы. Ведь если изделие разорвется в самый проникновенный момент, можно заполучить инфекцию. Но для распространителей данного вида продукции продажа дорогих презервативов на селе является делом невыгодным. В аптеках чаще всего имеются изделия №2 низкого качества.

Есть претензии к аптечным работникам и у врачей, которые проводят расследование эпидситуаций и сталкиваются со случаями отказа подозрительным молодым людям в продаже шприцев. Таким образом, аптечные работники якобы препятствуют распространению наркомании. Но на деле это оборачивается распространением ВИЧ-инфекции.

Кому повеем печаль мою?
В сельских районах люди больше боятся молвы, чем в городе. Это и понятно, здесь трудно обследоваться на ВИЧ-инфекцию и лечиться «в стороне от придирчивых глаз». Носителю вируса, как правило, хочется, чтобы люди о его диагнозе не знали. А здесь далеко не всегда срабатывает правило неразглашения драматического диагноза, поэтому некоторым заразившимся вирусом сельчанам даже приходится сниматься с насиженного места.

Врачи говорят, что некоторые сельские жители, знающие о возможности своего инфицирования, ничего не предпринимают, не советуются с семьей, не спешат к врачу. Получается, огласки боятся больше, чем болезни. А болезнь тем временем прогрессирует и уносит жизнь быстрее, чем возможно при активном лечении.

Люди с ВИЧ в нашей области имеют возможность активно лечиться, но для этого требуются желание, воля и терпение. Лечение одного больного обходится государству в 1,5 тысячи долларов. Но когда больные лечатся, снижается вирусная нагрузка на все население, так как инфицированные становятся менее заразны. И такие люди работают, образуют семьи и рожают детей, да порой не одного, а двух-трех. Если мать аккуратно получает лечение, то ребенок родится здоровым. Появляются семейные ячейки, где один из супругов не знает, что второй болен. Есть такие семьи, где родители не знают, что дети больны. А дети иногда не осведомлены, что больны родители.

А все-таки важно не заболеть. Светлана Степановна Валихова:

— Я всегда говорю на лекциях: «Встаньте перед зеркалом и признайтесь себе, какое у вас поведение. Не рискуете ли вы? Как надо вести себя, чтобы не заболеть? Чтобы не было поздно, начните прямо здесь и сейчас».

Под защитой закона

Что гарантирует государство?
Согласно ст. 4 и ст.19 ФЗ №38 от 30.03.1995 г. «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека» ВИЧ- инфицированным гарантированы: социально-бытовая помощь, получение образования, переквалификация и трудоустройство, обеспечение бесплатными медикаментами для лечения ВИЧ- инфекции. Несовершеннолетним в возрасте до 18 лет назначается социальная пенсия, пособие и предоставляются меры социальной поддержки, установленные законодательством РФ для детей-инвалидов. Лицам, осуществляющим уход за ВИЧ-инфицированными несовершеннолетними, выплачивается пособие по уходу за ребенком-инвалидом в порядке, установленном законодательством РФ.

Подвергая опасности заражения…
Согласно п. 2 ст. 122 УК РФ заражение другого лица ВИЧ-инфекцией лицом, знавшим о наличии у него в крови вируса, наказывается лишением свободы на срок до 5 лет. Надо знать о дополнении ст. 122 УК РФ примечанием, на основании которого человек, подвергший партнера опасности заражения либо заразивший его ВИЧ-инфекцией, освобождается от уголовной ответственности, «если другое лицо, поставленное в опасность заражения ВИЧ-инфекцией, было своевременно предупреждено о наличии у первого лица этой болезни и добровольно согласилось совершить действия, создавшие опасность заражения».

Согласно п. 3 ст. 122 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность и для ВИЧ-позитивной матери, если она кормит грудью ребенка, подвергая его тем самым опасности заражения.

Уголовная ответственность за дискриминацию
Знайте, если медицинский работник отказывает пациенту с ВИЧ-инфекцией в оказании медицинской помощи, это уголовно наказуемое деяние. Пациент вправе потребовать письменный отказ в осмотре, лечении, затем может обратиться в органы внутренних дел либо в суд.

Дискриминация лиц с ВИЧ-статусом наказывается штрафом, либо обязательными работами, либо исправительными работами, либо лишением свободы на срок, предусмотренный ст. 136 УК РФ.