Голоса XXI века: заявка на будущее
Надо сказать, что организаторы регионального этапа конкурса — министерство культуры области и Новосибирский областной Дом народного творчества — постарались: само соревнование певцов и гала-концерт, собравший полный зал, получились интересными и яркими.
Самой маленькой участнице из поселка Плотниково Кемеровской области Ангелине Лазаревой совсем недавно исполнилось 5 лет. Но её сольный номер «Интересный разговор» смотрелся вполне профессионально и девочка выглядела очень артистично и убедительно. В чем, понятно, в первую очередь заслуга её педагога Марины Борисовны Куликовой. Впрочем, по словам председателя жюри Андрея Билля, заслуженного артиста России, арт-директора Московского института современного искусства, лауреата всероссийских и международных конкурсов, певца и ведущего, уровень всех участников регионального этапа был очень высок. К примеру, в Кирове, где проходил предыдущий региональный этап конкурса, после первого тура прослушивания отсеяли 80 процентов участников. А у нас в Новосибирске ко второму туру были допущены абсолютно все вокальные ансамбли. И хотя самая многочисленная группа участников конкурса принадлежала, конечно же, солистам и отбор в ней проводился более жестко, жюри не раз отмечало, что Новосибирская, Кемеровская, Томская области, Алтайский и Красноярский края, собравшиеся на этом отборочном этапе, традиционно продемонстрировали высокий уровень выступлений.
Помимо музыкальности, хорошего вокала и артистизма — что и составляет мастерство певца, — очень большое внимание жюри обращало на подачу песни. Из уст Андрея Билля несколько раз прозвучало пожелание всем участникам конкурса стремиться к большей оригинальности номеров. Для того, чтобы запомниться, сегодня, кроме хороших музыкальных способностей и мастерства, нужно отличаться очень яркой индивидуальностью. Именно этого, по мнению авторитетного жюри, не хватило некоторым участникам конкурса. Для того, чтобы номер выделился из общей массы, надо тщательно продумать все детали и мелочи: репертуар (причем полностью выявляющий все достоинства и манеру, темперамент этого исполнителя), костюмы, хореографию и так далее...
Именно поэтому жюри не сочло возможным выбрать обладателя Гран-при — все были почти одинаково профессиональны и артистичны. А для первого места, для того чтобы стать выше всех, надо быть выдающимся, надо быть отличным от всех!
И в этом смысле победа новосибирских ансамблей «Кашалотик» (младшая группа) и «Кашалот» (средняя группа) под руководством Натальи Ягодиной логична и убедительна. Прекрасно срежиссированное представление, естественные лица, интонации и жесты детей, прекрасные костюмы... Все воспитанники Н. Ягодиной — от 5 до 13 лет — вызывали на гала-концерте просто восхищение, а во всем показанном ими были проявлены мастерство, обаяние и, как говорится, бездна вкуса!
Очень хорош был также ансамбль «Карамельки» из Каргата Новосибирской области (руководитель Светлана Жбанова). И о нем хочется сказать отдельно: на мой взгляд, эта группа продемонстрировала какую-то особую тонкость, даже изысканность музыкального выступления. Возможно, эти ребята были менее заметными и яркими с точки зрения постановочного шоу, но в музыкальном плане доставляли большое удовольствие зрителям.
На «круглом столе» с руководителями, где Андрей Билль чрезвычайно подробно говорил о каждом исполнителе и ансамбле, я узнала о том, что звук может идти узко. Что для того, чтобы в голосе зазвучали обертоны, нужна своя методика. Что... Ну да ладно. Специалисты наверняка обо всем этом знают, а нам, любителям пения, это знать и не нужно. Хотя бы потому, что человеческое ухо точно и сразу выдает оценку чувством— нравится или нет. Почти не ошибаясь.
Хочется много, долго и с восхищением говорить о группе из Новосибирска «In voiсе» (руководитель Зинаида Бабенко). Пение без музыкального сопровождения — это сложно, тем не менее многим новосибирским ансамблям оно под силу. Но не запомнить и не оценить выступления именно этого ансамбля просто невозможно! Все его участники работают, и вовсе не в музыкальной сфере (во что почти невозможно поверить, когда слушаешь исполнителей столь высокого уровня), но наслаждение своим пением они доставляют величайшее. Фактически это даже уже не слушание, а смакование каждого звука, каждой интонации, за что им огромное спасибо.
Особо отметим, что конкурс приятно удивил многочисленными попытками его участников петь джаз. На мой взгляд (как позже выяснилось, совпавший и со взглядом жюри), очень интересно в этом направлении работают в городе Зеленогорске Красноярского края (руководитель Ольга Кабышева). Безусловно, джазовые, ритмические элементы делают пение намного выразительнее и интереснее, что и продемонстрировали ученики Ольги Кабышевой. Кстати, одну из них, Марию Моторину, Андрей Билль пригласил учиться в Московский институт современного искусства. Что это, как не признание и таланта девочки, и профессионализма её учителя?! Кстати, в интервью Андрей Билль заметил, что давно доказано, что в 60 процентах случаев ошибки певца — это его личные ошибки. А оставшиеся 40 процентов — ошибки наставника. Он подбирает репертуар молодым певцам, работает над их голосом, вселяет надежду и поддерживает при неудачах. Его работа в данном случае определяющая. Именно поэтому на заключительном концерте дипломы вручались не только конкурсантам, но и их руководителям. В этом признании —надежда на появление и становление новых прекрасных голосов XXI века.