USD 108.0104 EUR 113.0947
 

«Если есть труд, будет и талант!»

Марина ДУБРОВСКАЯ. Профессор Новосибирской государственной консерватории (академии) имени М. И. Глинки.
Завтра у студента Новосибирской консерватории пианиста Германа Уколова начнутся прослушивания в финальном туре Первого Всероссийского музыкального конкурса, которые состоятся в Москве, в концертном зале Российской академии музыки имени Гнесиных. Пожелаем ему удачи!
Завтра у студента Новосибирской консерватории пианиста Германа Уколова начнутся прослушивания в финальном туре Первого Всероссийского музыкального конкурса, которые состоятся в Москве, в концертном зале Российской академии музыки имени Гнесиных. Пожелаем ему удачи!

Организаторами конкурса в Новосибирске стали Министерство культуры Российской Федерации, Российская государственная концертная компания «Содружество» и министерство культуры Новосибирской области. Местом проведения конкурса были Новосибирская государственная консерватория (академия) имени М. И. Глинки, Новосибирский музыкальный колледж имени А. Ф. Мурова и Новосибирская специальная музыкальная школа (колледж).

Для участников, организаторов, а также для поклонников музыкального искусства творческое состязание в первых двух турах конкурса стало настоящим парадом звезд классической музыки. По словам ректора Новосибирской государственной консерватории (академии) имени Глинки, профессора Константина Михайловича Курлени, именно увеличение количества конкурсов по России и всенарастающий демократизм критериев отбора вызвали необходимость в учреждении единого для всей страны музыкального конкурса, который бы сочетал высокий профессиональный уровень с объективностью оценки. На торжественном открытии мероприятия Константин Михайлович напомнил, что хотя конкурс и назван Первым, но по существу он призван заново возродить и продолжить традиции знаменитого в прошлом Всесоюзного музыкального конкурса.

Итак, на весьма насыщенном отечественном конкурсном небосклоне появилось еще одно весьма значимое состязание. Молодые музыканты страны будут участвовать во Всероссийском музыкальном конкурсе ежегодно — с сентября по декабрь в рамках четырехлетнего цикла, в котором поочередно будут представлены все специальности в области профессионального музыкального исполнительства. Конкурс состоит из трех туров: первый и второй туры по всем объявленным специальностям проводятся во всех федеральных округах Российской Федерации; третий (финальный) тур — в Москве. Участники, завоевавшие 1-е место, получат премию в 240 тысяч рублей, 2-е место — 180 тысяч, 3-е место — 100 тысяч рублей.

* * *
В нынешнем году на конкурсе были представлены четыре номинации: «Фортепиано», «Скрипка», «Виолончель» и «Сольное пение».

В отборочных турах в Сибирском федеральном округе участие приняли 32 молодых исполнителя в возрасте от 16 до 32 лет, являющиеся представителями Новосибирской области (26 человек!), Забайкальского, Красноярского краев, Омской и Иркутской областей.
Kaк все-таки замечательно, что музыканты Новосибирска всегда достойно представляют свою программу на конкурсах всероссийского и международного уровней, каждый раз подтверждая высокий профессионализм педагогов, отдающих все свое мастерство талантливым студентам. Так, в номинации «Фортепиано» из восьми достойнейших претендентов дальнейшую борьбу продолжили пятеро, двое из которых являются студентами НГК. Между тем только Роман Меренков (Московская консерватория им. П. И. Чайковского) выступал за Иркутск. Все остальные участники представляли Новосибирск: Герман Уколов, Полина Тончук, Дания Хайбуллина, Рустам Мамедов (из-за болезни не продолживший участие во втором туре).

По итогам второго тура наибольшее количество баллов набрал студент класса профессора М.С. Лебензон Герман Уколов (НГК (академия) имени М.И. Глинки). Может быть, стены помогли? Однако вот что говорил он перед этим прослушиванием:

— Я знаю, что победителю предстоит выезжать на заключительный тур в Москву, но лично для меня сложнее играть здесь, на родной сцене, потому что дома тебя знают, и знают все твои положительные и отрицательные стороны. Ответственность перед публикой огромная. Поэтому если удастся выступать в Москве, то для меня это будет психологически легче. Особая атмосфера есть и среди самих конкурсантов: все-таки у нас не спортивные соревнования и мы поддерживаем друг друга, вместе со мной выступают мои хорошие товарищи, и я искренне всем желаю удачи!

Несколько сложнее дело обстояло с отбором лидеров вокального конкурса. Во второй тур жюри пропустило всего троих участников: Аюну Базургуруеву (Бурятия), Кристину Алиеву (Красноярск) и Алексея Штыкова (Новосибирск). Ситуацию пояснила народная артистка России, доцент Санкт-Петербургской консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова Ольга Дмитриевна Кондина:

— Сложилось ощущение, что служба оповещения сработала не в достаточной мере или слишком поздно, в результате, как полагаю, многие талантливые певцы не смогли или не успели попасть на прослушивание. Те же, кто все же выступил, к сожалению, не были в массе должным образом подготовлены, простите, но ошибаться в тексте произведения на конкурсном прослушивании такого уровня — непростительно! Да, мы только троих певцов пропустили на второй тур потому, что очень хотим, чтобы одаренные российские музыканты выросли в больших певцов!

Словом, спору нет, на второй тур прошли только лучшие из лучших — исполнители очень талантливые, с прекрасной технической базой и ярким индивидуальным дарованием. При этом, к великому сожалению новосибирских музыкантов (впрочем, как и специалистов других федеральных округов), в этом году дотянуть до высочайших в целом баллов, полученных конкурсантами-москвичами, наши молодые дарования вряд ли смогут.
Отборочные туры конкурса состоялись во всех федеральных округах России. Финальный тур конкурса пройдет в Москве с 19 по 25 ноября 2010 года.

* * *
Конечно же, переживания за своих и не своих участников прослушиваний отнюдь не исчерпывают впечатлений от самого конкурса. На смену им закономерно приходят размышления по поводу результатов события, которому мы стали свидетелями. Гордость и радость переполняет от мысли, что с нашим участием проходят подобные мероприятия. Мероприятия редкие и ценные не только по значению, но и в воспитательном отношении. Конкурс всколыхнул всю студенческую массу музыкальных учебных заведений Новосибирска. Однако он высветил и многие проблемы дня сегодняшнего, причем не только исполнительские, но и психологические.

Для примера несколько наблюдений, сделанных на втором отборочном туре пианистов. Следует для начала отметить, что программа второго тура включала в себя произведения классиков, романтиков и современных композиторов (в основном исполнялись произведения начала XX века). Наблюдение первое: современные студенты-исполнители весьма далеки во временном и ментально-психологическом отношении от классицизма, который, как считают многие, явился величайшей музыкально-исторической эпохой. Образцом для подражания и наивысшим достижением в области композиторского искусства, и не только композиторского. Время давно ушедшее, однако студенты в обязательном порядке играют венских классиков. Но где же тот гениальнейший Моцарт, человек с тяжелой и блестящей судьбой? Моцарт, рано умерший, но оставивший огромное потрясающее наследие, которое нам «играть, не переиграть»? Почему же сегодня его произведение серьезного жанра мы вдруг можем услышать ритмичной, легкомысленной сонаткой, совершенно не передающей особенностей композиторского облика, которые мы вправе ожидать? По-видимому, упоение собственной интерпретацией мешает молодым исполнителям передать философичность, глубокую осмысленность каждой ноты, которая была присуща только Моцарту.

Наблюдение второе: очень убедительно сыграны были конкурсантами сочинения композиторов-романтиков. По всей видимости, довольно юный возраст исполнителей оказался более восприимчив к избытку романтических чувств. В первую очередь романтиком был представлен Рахманинов со своей бесконечно льющейся мелодией, естественно романтичным — Шопен с бурлящим вальсовым потоком эмоций. «Петрушка» Стравинского был вообще фейерверком: удивительно четкое представление каждого из образов в отдельности, но в гармоничной, непрерывной связи целого. Это было великолепно, но... Тяжело даже помыслить о том, что довольно тонкая нить, связывающая нас с творчеством великих Гайдна, Моцарта, Бетховена, однажды может оборваться окончательно. Неужели мы больше никогда не услышим горесть «капельдинерской» судьбы Гайдна, глубину мысли сонат Моцарта, бурлящую несгибаемость воли Бетховена?

Об аналогичных вещах размышляла и Светлана Владимировна Горенкова, заслуженная артистка Российской Федерации, доцент Санкт-Петербургской консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова:

— Педагогам периферийных вузов никак нельзя расслабляться в стремлении к эталону академического пения, принижать первостепенную важность чистой интонации, недооценивать необходимость опираться в первоначальном воспитании певцов на старинную итальянскую арию в операх композиторов XVIII века, сочинения И. С. Баха, Г. Ф. Генделя, В.А. Моцарта...

* * *
Многое удалось услышать и понять специалистам на прошедшем конкурсе, были и будут сделаны выводы, полезные для развития нашего музыкального исполнительства и образования. И, конечно, совершенно прав Дмитрий Евгеньевич Ерёмин, доцент Санкт-Петербургской консерватории, член жюри в номинации «Виолончель», в своем напутствии: «Для того, чтобы все эти пожелания сбылись, надо трудиться. Если есть труд, будет и талант!».

Что же, будем трудиться!