В глубь веков распахнутые окна
— Сейчас очень много говорят и, наверное, правильно говорят, — подчеркнул Сергей Михайлович, — что в современной жизни часто забываются самые важные нравственные постулаты. Рождаются ненужные споры о нашей истории: вспомните, возникала даже полемика о том, была ли вообще Куликовская битва?! И вот открытие этой выставки — в самом благородном смысле патриотичной и нравственной, и в прямом смысле живописующей подвиг наших предков в борьбе с татаро-монгольским игом. Мы думаем, что через эту выставку пройдет все подрастающее поколение Новосибирска…
Большой духовно-нравственный посыл экспозиции отметил в своем выступлении и доктор философских наук, заведующий кафедрой философии Новосибирского государственного университета экономики и управления Олег Донских. Настоящее народное единство, по его словам, разумеется, проявляется не в дни праздников, а в самые грозные для Родины времена. И такими примерами единых чаяний и всенародной сплоченности можно справедливо считать битву на Куликовом поле и Отечественную войну 1812 года… Они повернули историю в то русло, что дала нам и Пушкина, и всю великую русскую литературу, сделав народ единым и для дальнейших общенациональных подвигов…
Был оценен и особый подход художника к этой национально-освободительной теме — теме Куликова поля. Она дана с разных точек, в разных содержательных ракурсах. Показано не только сражение, но и тот духовный пласт, что ему предшествовал: благословение Дмитрия Донского Сергием Радонежским, прощание с князем его семьи, воссозданы на полотне сияющим небесным видением образы Бориса и Глеба — первых русских святых.
— Это все проходит пунктирно, но в целом дает очень сильное впечатление, — сказал Донских.
В полотна Глазунова зрители всматривались, как в иллюстрации к древней летописи, а точнее, открывшиеся окна в живую историю. Да, факты знакомы: но очень хочется представить въяве — как это было?! И художник, словно очевидец, силой художественного воображения позволяет им это сделать.
Даже маленькая, по атмосфере чуть ли не импрессионистская, картина «Туман» будто погружает в те давние-давние времена: призрачный, хоть и теплых тонов, рассвет полон ожидания и тревоги — русское войско на берегу реки полно решимости, но участи своей не знает. А вот работа «Гонец» — с нее, пожалуй, невозможно сделать фоторепродукцию, настолько темна ночь, в которой скачет-летит всадник к стенам древнерусской крепости с какой-то очень важной вестью.
Проводы русского войска, поединок Пересвета и Челубея, вражий стан, битва, возвращение победителей домой — все это для посетителя выставки складывается от картины к картине в некую панораму событий, эпизодов, лиц, что и составляют во времени и пространстве народный подвиг на Куликовом поле.
Илья Глазунов писал этот цикл с 1960 по 1980 год, обращаясь в работе к памятнику древнерусской литературы «Задонщина», житиям Сергия Радонежского и Дмитрия Донского, другим историческим материалам. Впервые все тридцать картин были выставлены в Тульском музее изобразительных искусств в дни празднования 600-летия победы на Куликовом поле. Через два года, купив 24 из них у художника, Министерство культуры РФ передало их Тульскому музею, так как Куликово поле находится на территории Тульской области, а Тульский музей является одним из важнейших историко-культурных учреждений и насчитывает в своей коллекции более 23 тысяч единиц хранения. Для сравнения: в Новосибирском художественном музее — 11 тысяч.
По словам начальника выставочного отдела НГХМ Ольги Шабалиной, в Туле очень богатая коллекция русской живописи XIX века и рубежа XIX — XX веков.
— И мы решили с Тульским музеем дружить, может быть, делать какие-то обменные выставки. Они на это предложение откликнулись. Так что глазуновское «Поле Куликово», можно сказать, первая ласточка какого-то нового этапа нашей деятельности.
Справка редакции
Живописец и график, народный художник СССР Илья Сергеевич ГЛАЗУНОВ родился 10 июня 1930 г. в Ленинграде в семье ученого-экономиста. В 1957 г. окончил Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е.Репина и переехал в Москву.
Илья Глазунов — автор циклов и серий «Русь», «Дорогами войны», «Поле Куликово», иллюстраций к произведениям Федора Достоевского, Льва Толстого. Художником выполнено большое число официальных заказов: серия графической публицистики на темы Вьетнама, Чили, Никарагуа, строительства Байкало-Амурской магистрали. По просьбе ЮНЕСКО Глазунов создал монументальное панно «Вклад народов СССР в развитие мировой культуры и цивилизации», ныне украшающее один из холлов здания штаб-квартиры ЮНЕСКО в Париже.
Большинство исследователей выделяют четыре основных цикла в его творчестве. Это «Городской цикл», в который входят такие картины, как «Ленинградская весна», «Город», «Последний автобус», «Ушла» и другие; цикл «История России», которому художник посвятил более 20 лет («Олег с Игорем», «Князь Игорь», «Два князя», «Русский Икар», «Проводы войска», «Канун», «Андрей Рублев», «Русская красавица», «Мистерия XX века», «Вечная Россия» и др.); третий цикл — это иллюстрации к произведениям русских классиков. Четвертый цикл работ Глазунова составляют портреты современников. В том числе Сальвадора Альенде, Урхо Кекконена, Индиры Ганди, папы Иоанна Павла II; деятелей искусства — Федерико Феллини, Иннокентия Смоктуновского, Виталия Севастьянова, Сергея Михалкова, Валентина Распутина и др.
И. С. Глазунов — член Союза художников России, член-корреспондент Академии художеств Сан-Хорхе (Барселона) (1979); член-корреспондент Мадридской академии искусств (1980); действительный член Академии менеджмента в образовании и культуре (1997), действительный член Академии художеств России (2000). За свою деятельность удостоен многих отечественных и международных наград, в том числе: ордена Трудового Красного Знамени (1985), ордена «За заслуги перед Отечеством» IV (1995), III (2000) и II (2005) степени, ордена преподобного Сергия Радонежского (1998) и «Золотой медали Пикассо» (1999, награда ЮНЕСКО).