USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Программно-целевой подход

Подготовила Марианна ДАНИЛОВА.
Профильный комитет — у руля управления бюджетным процессом.
Профильный комитет — у руля управления бюджетным процессом.

Сложные и многоплановые поправки в проект закона «Об областном бюджете Новосибирской области на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов» депутаты профильного комитета Заксобрания по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности рассматривали по пунктам. Это поправки от губернатора и прокурора Новосибирской области, изменения, предложенные бюджетным комитетом Заксобрания, а также другими областными депутатами и органами местного самоуправления.

Основной массив изменений — 180 поправок — предложен губернатором области. Как пояснил заместитель председателя бюджетного комитета Сергей Канунников, в основном они носят разъяснительный и перераспределительный характер и не меняют ключевых бюджетных параметров. Эти поправки связаны в том числе с изменением нормативов отчисления по собственным налогам в двух районах области — Сузунском и Колыванском, а также — с увеличением Минфином РФ количества разделов бюджетной классификации — вместо 11 их теперь 14. В отдельные разделы выделены физическая культура и спорт, средства массовой информации и обслуживание государственного муниципального долга, а также произведена корректировка по межбюджетным трансфертам.

Почти все поправки прокурора области кореллируются с губернаторскими. Спорное изменение, цена которого 37 миллионов рублей, предлагавшее исключить финансирование центров физической и спортивной подготовки, депутаты отклонили — было найдено приемлемое решение для продолжения финансирования центров.

Министр финансов и налоговой политики Новосибирской области Леонид Горнин также пояснил, что бюджетные поправки связаны и с работой в развитие послания Президента РФ, основной задачей которого ставилось бюджетирование, ориентированное на конкретный результат. В связи с этим при финансировании отраслей и муниципалитетов используется как можно больше программных, целевых подходов.

Самым непростым стало решение судьбы депутатских поправок, нацеленных на снятие многих наболевших и, как следствие, очень затратных проблем на местах. Борис Прилепский озвучил давно уже назревшую обиду селян по поводу недостаточного финансирования строительства и ремонта областных межмуниципальных автодорог.

«Новосибирск в этом году получил весомые дополнительные средства на дорожное строительство, а вот в области с дорогами по-прежнему просто катастрофическое положение. В зоне восьми сельсоветов севернее Искитима даже в летнее время сложно ездить. Недостаток финансирования не дает возможности кардинально решить проблему. Поэтому просим добавить средства на дорожное строительство на тяжелейших непроезжих участках Искитима и Искитимского района, Бердска», — выступил Борис Васильевич.

Другие поправки, также предложенные депутатом, касались улучшения положения библиотек и ситуации с питьевой водой, активизации программы установки пластиковых окон в школах, борьбы с весенними подтоплениями в Искитимском районе.

Леонид Горнин назвал внесение в бюджет адресных «дорожных» поправок для отдельных районов области нецелесообразным, так как оно может деформировать межбюджетные взаимоотношения с Новосибирском.

«Действительно, дорожное бюджетное финансирование по Новосибирску сегодня весомо — и по третьему мостовому переходу и по другим знаковым направлениям. Хочу подчеркнуть, чаяния депутатов важны не только по Искитимскому району, но и в целом по Новосибирской области. Поэтому решения, увеличивающие бюджетное финансирование по всем муниципальным образованиям, традиционно принимаются из дополнительных доходов в течение финансового периода — и только по единой методике. Она должна затронуть бюджетное финансирование и по школьному окну, и по дорожной инфраструктуре, и по программе «Питьевая вода», — отметил Леонид Горнин.

За единый принцип «точечного» финансирования для решения отдельных, зачастую специфических, наболевших на местах проблем высказался и первый заместитель председателя Законодательного собрания Евгений Покровский. Чтобы «не разменивать» глобальность поправок, влияющих на бюджетные статьи, было предложено решать такие вопросы, как говорится, по ходу — по плану исполнения наказов избирателей.

«Сегодня у всех депутатов есть наказы — нас 78, и у всех за спиной большие избирательные округа. В Искитимском районе действительно очень напряженная ситуация с дорогами. Я был там, в Легостаево дороги просто нет, положение бедственное. Так что, конечно, придется корректировать ситуацию. Но не как разовую, озвученную депутатом проблему, а системно, для всех», — высказал свою позицию Евгений Покровский.

Было решено учесть озвученные депутатами поправки при внесении изменений в уже принятый областной бюджет в следующем году.

Изменение, предложенное председателем бюджетного комитета Виктором Осиным об увеличении на 25 миллионов рублей субсидий городу Бердску на капитальный ремонт детского сада, спровоцировало глобальное обсуждение «детского» вопроса. Сегодня в нашей области действует норматив, согласно которому при вводе дополнительных мест для дошкольников муниципалитетам оказывается финансовая поддержка. Леонид Горнин подчеркнул: любой муниципалитет области вправе получить средства из общего фонда бюджетного финансирования ввода новых мест в системе дошкольного образования. На каждые 100 открываемых для дошколят мест дается 10 миллионов рублей.

Подхватив обсуждение актуальной темы, Сергей Канунников назвал «детское» направление приоритетом в работе депутатов на ближайшие пять лет и высказался за разработку и принятие областной целевой долгосрочной программы по строительству детских садов. Оказалось, что ждать разрешения вот уже много лет неразрешимой детсадовской проблемы юным жителям нашего региона и их родителям осталось недолго. Как проинформировал министр образования, науки и инновационной политики Новосибирской области Владимир Никонов, разработка данной программы уже в завершающей стадии, и в ближайшее время она будет внесена в Заксобрание для обсуждения.

Подобная конкретика как уже вполне очерченных, так и еще только будущих решений по этому и многим другим обсуждавшимся вопросам — вообще отличительная черта современного бюджетного процесса. Ни одно депутатское чаяние, а значит, и ни одна из необходимостей, очерченных самой жизнью на местах, не остались без конкретных предложений.