USD 108.0104 EUR 113.0947
 

Музыка forever

Подготовила Татьяна ШИПИЛОВА.
Маэстро Гинтарас Ринкявичус на репетиции Queen Symphony.
Маэстро Гинтарас Ринкявичус на репетиции Queen Symphony.

Как сказал, предваряя этот концерт на сцене ДКЖ, художественный руководитель филармонии Владимир Калужский, сам факт, что произведение, написанное по законам академического жанра, имеет источником вдохновения рок-музыку, для конца XX — начала XXI века симптоматично. Эти два направления разведены в социуме, но в последнее время начинают интересоваться друг другом и даже сближаться. А так как уход из жизни выдающихся рок-музыкантов (Джона Леннона, Элвиса Пресли, Майкла Джексона и других) трагичен для многих миллионов их поклонников, то это не может не затрагивать представителей академического искусства. Поэтому современный британский композитор Толга Кашиф, выросший на музыке Queen, и сочинил эту симфонию-реквием, где, помимо оркестра, занят и большой смешанный хор.

Об особенностях произведения, которым он уже дирижировал в 2006 году в Литве, рассказал после репетиции накануне премьеры и маэстро Гинтарас Ринкявичус — художественный руководитель и главный дирижер Новосибирского филармонического симфонического оркестра:

— Это сочинение сделано именно в классическом жанре, и если бы мы не знали этих лейтмотивов, взятых из музыки Queen, то вполне бы могли воспринимать его как хоровую симфонию Бетховена или Брамса. Эта шестичастная симфония несет в себе все черты классического симфонического и ораториального жанра. Но в том и есть ее привлекательность и красота, что в ней слышны темы Богемской рапсодии Queen, их композиций и песен «We Will Rock You», «We Are The Champions», «Who Wants to Live Forever»... Причем все они здесь очень красиво сочетаются в общем симфоническом развитии. Я думаю, в художественном, профессиональном плане Queen Symphony по-настоящему очень хорошее музыкальное произведение…

И очень мощное, величественное, добавим мы, побывав на концерте. Queen Symphony, которой вдохновенно дирижировал маэстро Ринкявичус, исполнялась полным (а можно сказать, и расширенным) составом оркестра, включившим в себя две арфы, рояль, шесть валторн, четыре кларнета и самый что ни на есть широкий спектр ударных инструментов, а также хор, соединивший два коллектива, — камерный хор филармонии и хор студентов консерватории.

Десять «квиновских» лейтмотивов, заявленных в анонсах, проявлялись в недрах этой текучей (и бурлящей чрезвычайно выразительными драматическими, трагическими, скорбными и романтическими темами) музыкальной глыбы по-разному: редко прямой цитатой, почти всегда — в полифонии. И были в этой музыке как скорбь, так и борьба, и упоение жизнью, прощание и встреча — «forever-навсегда-навек».

Причем в заключительной части симфонии это многоголосое «forever», озвученное хором, от истовости бури сходит как угасающая кардиограмма на нет, а потом вместе с оркестром вновь нежнейшим и неотвратимым образом — подобно рассвету — набирает силу: прекрасной музыке не бывает конца, переосмысляясь и видоизменяясь, она остается с нами навсегда.

P.S. Еще одно незабываемое впечатление этого вечера — изумительное по красоте и совершенное по исполнению скрипичное соло народного артиста России Валерия Карчагина. Это музыка forever.