Музыка forever
Как сказал, предваряя этот концерт на сцене ДКЖ, художественный руководитель филармонии Владимир Калужский, сам факт, что произведение, написанное по законам академического жанра, имеет источником вдохновения рок-музыку, для конца XX — начала XXI века симптоматично. Эти два направления разведены в социуме, но в последнее время начинают интересоваться друг другом и даже сближаться. А так как уход из жизни выдающихся рок-музыкантов (Джона Леннона, Элвиса Пресли, Майкла Джексона и других) трагичен для многих миллионов их поклонников, то это не может не затрагивать представителей академического искусства. Поэтому современный британский композитор Толга Кашиф, выросший на музыке Queen, и сочинил эту симфонию-реквием, где, помимо оркестра, занят и большой смешанный хор.
Об особенностях произведения, которым он уже дирижировал в 2006 году в Литве, рассказал после репетиции накануне премьеры и маэстро Гинтарас Ринкявичус — художественный руководитель и главный дирижер Новосибирского филармонического симфонического оркестра:
— Это сочинение сделано именно в классическом жанре, и если бы мы не знали этих лейтмотивов, взятых из музыки Queen, то вполне бы могли воспринимать его как хоровую симфонию Бетховена или Брамса. Эта шестичастная симфония несет в себе все черты классического симфонического и ораториального жанра. Но в том и есть ее привлекательность и красота, что в ней слышны темы Богемской рапсодии Queen, их композиций и песен «We Will Rock You», «We Are The Champions», «Who Wants to Live Forever»... Причем все они здесь очень красиво сочетаются в общем симфоническом развитии. Я думаю, в художественном, профессиональном плане Queen Symphony по-настоящему очень хорошее музыкальное произведение…
И очень мощное, величественное, добавим мы, побывав на концерте. Queen Symphony, которой вдохновенно дирижировал маэстро Ринкявичус, исполнялась полным (а можно сказать, и расширенным) составом оркестра, включившим в себя две арфы, рояль, шесть валторн, четыре кларнета и самый что ни на есть широкий спектр ударных инструментов, а также хор, соединивший два коллектива, — камерный хор филармонии и хор студентов консерватории.
Десять «квиновских» лейтмотивов, заявленных в анонсах, проявлялись в недрах этой текучей (и бурлящей чрезвычайно выразительными драматическими, трагическими, скорбными и романтическими темами) музыкальной глыбы по-разному: редко прямой цитатой, почти всегда — в полифонии. И были в этой музыке как скорбь, так и борьба, и упоение жизнью, прощание и встреча — «forever-навсегда-навек».
Причем в заключительной части симфонии это многоголосое «forever», озвученное хором, от истовости бури сходит как угасающая кардиограмма на нет, а потом вместе с оркестром вновь нежнейшим и неотвратимым образом — подобно рассвету — набирает силу: прекрасной музыке не бывает конца, переосмысляясь и видоизменяясь, она остается с нами навсегда.
P.S. Еще одно незабываемое впечатление этого вечера — изумительное по красоте и совершенное по исполнению скрипичное соло народного артиста России Валерия Карчагина. Это музыка forever.